Ну вот, деньги сделаны, Мойста фон Липвига ожидает
в ближайшем будущем новое задание, и одному лит.богу известно, станет ли ТП писать об этом новом задании очередной роман.
Раздираема чувствами я по поводу Making Money, и самое неприятное, пожалуй, то, что книга мало взволновала. И главное, не стану уж приберегать это впечатление напоследок, -- то, что Пратчетт взялся за то, что всегда умело держал под спудом, а тут вдруг решился сделать подход к этому весу, и, как мне показалось, уже не вполне сдюжил. Потому что эта книга о Ветинари, которого он, придумав и осознав как основного аттрактанта своих А-М книг, всегда использовал крайне, даже необоснованно крайне, на мой взгляд, дозированно, а тут решил вплести в повествование не как кольцевую рифму, а как красную нить. И что-то не сложилось.
Но по порядку. Начало меня усыпило: экскурсия по банку и банковскому делу и монетаристские теории, конечно, в очередной раз демонстрируют, что ТП способен сделать роскошный сатирический текст из какого угодно материала -- будь то физика элементарных частиц или вот основы финансовой системы государства, но то ли слишком рано он внедрился в тему, то ли я оказалась не готова читать не роман Пратчетта, а газетную колонку Пратчетта-экономиста, но начало провисло, а это обидно.
А далее он делает интересное. Играет с обсессиями. Прекрасно зная о Вот Такой Харизме созданного им Ветинари, берется за исследование феномена и то ли заигрывается, то ли опять-таки не может поднять вес. Нам предлагается в назидание казус злосчастного Космо Лэвиша, обсессированного Ветинари, и все тут узнаваемо. Попытки подражать внешности, попытки влезть в голову героя, погоня за герой-related артефактами (ну а как же, все правильно, relics -- это же часть мифа), попытки стать героем, неизбежное свихивание в конце этого пути. При этом сам Пратчетт, на порядок увеличив присутствие самого Ветинари в книге, мне кажется, теряет хладнокровие. Создается тревожное впечатление, что если сам герой и не красуется, то автор, описывающий его, подносит к лицу читателя увеличительное стекло в немного слишком причудливо изукрашенной рамочке. Более того, в конце, когда adorable Adora Bell вступает в немного слишком, на мой вкус, скандальную конфронтацию с Ветинари, между этими героями пробивает какая-то явно не задуманная искра, и это как-то тоже... неожиданно замутняет, да. Хотя все правда. Чуть-чуть еще нажать на эту педаль, и в следующем романе роковая Адора наставит рога Мойсту, того наконец повесят, или не повесят, а он сам повесится, а Адора вынуждена будет покинуть славный город А-М и отправиться на поиски своих любимых големов куда-нибудь hub-wise. То ли не надо было автору так долго сопротивляться этому герою, то ли уж не надо было сдаваться. Не знаю. А может, впереди еще прорывы и Making Money был просто первой попыткой, за которой последует победа.
Вообще, эта пара Ветинари -- Мойст фон Липвиг мне очень мила. Раньше всегда писали, что Ваймс -- что-то типа цепного пса Ветинари, типа, второй накручивает пружину первого до предела, и первый делает то, что второй желает, чтобы он сделал. Это так, наверное. Но Ваймс -- слишком другой персонаж. Мне никогда не были понятны разбросанные по книгам оценки его как человека туповатого, он, конечно, не такой Шерлок Холмс, как сам V., но он умница, пусть и самородок, почему бы нет. Но у него просто другая группа крови. У Липвига, безусловно, тоже другая группа крови, чем у Ветинари, но в конце автор только что не прямым текстом говорит от лица Липвига: вот он, главный мошенник, это все сделал он, и никто никогда ничего не докажет. То есть, настоящий цепной пес Ветинари, да при этом еще и на две группы крови ближе патрицию, -- как раз Мойст фон Липвиг. Ветинари -- стратег, Мойст -- блестящий тактик. Ветинари оставляет впечатление человека, который сам создает правила игры, климат, обстоятельства, ландшафт и пространство, Мойст похож на игрока в рамках заданного квеста -- он перепрыгивает пропасти, уворачивается от летящих на него бревен, пригибается, когда в него стреляют. И тем не менее, это органичная пара: два разных вида харизмы -- у Мойста легкая, сверкающая и золотистая, он положительный герой. У Ветинари -- острая, черная и отравленная, он герой... беспокойный. Оба используют двусмысленные методы для достижения в итоге правильных целей, оба слишком умны, чтобы ходить по трупам. Все хорошо. Единственное "но" для меня в этой книге -- не надо так искренне любоваться любимым героем, для этого существуют читатели. Любоваться Липвигом можно -- он для того и есть человек в золотом костюме, да еще и на золотой лошади в конце, чтобы им любоваться. С Ветинари нужно аккуратнее.
Очень понравилось, что патриций получил в результате этой книги себе собаку. :)
Еще очень понравилось вот что. Пратчетт показывал нам много а-м героев, и Ваймса, и Кэррота, и де Ворда с Сахариссой, и Дауни, и доктора Уайтфейса, и в этой книге он, пусть пунктирно, но так или иначе их ввел в повествование. И здорово то, что мы, уже успевшие их полюбить и понять по отдельности, зная частную правду каждого из них, видим, что их частные правды могут прекрасным образом конфликтовать. Ваймс может прийти арестовывать фон Липвига, Кэррот будет его неприятно допрашивать, Сахарисса будет писать о нем в Таймс и т.д. Это очень правильно, это "как в жизни", это так здорово, что все "хорошие люди" не начинают тут же дружить и обниматься на страницах романа, потому что каждый из них делает свое дело, и только когда пересекаются острия их дел, направленных в какую-то точку, получается вот эта правда жизни.
Из мелочей. Ужасно понравилась вся идея со стигиумом. Уж и не знаю, подразумевались ли при придумывании стигматы, но очень красивая история с перчаткой, кольцом и всей соответствующей игрой со смертью, светом, тенью и т.д.
Из избыточного: не очень поняла, зачем был нужен безумный алхимик в глубинах банка. Как-то он ничего не добавил ни уму, ни сердцу. Почти то же самое можно сказать о вызванном из небытия некроманте, хотя там было несколько прикольных эпизодов. С золотыми големами вышло как-то... по замаху гигантоманно, а по исполнению скомканно. Но тем не менее все здорово. Мне кажется, по этой книге можно было бы сделать хороший фильм.
Ах да, линия мистера Бента хороша. И еще, конечно, хорошо, что энд в этой книге, как обычно, хэппи.