Андрей Десницкий - очень интересный лектор. Он приходил к нам в приход читать лекции по Ветхому завету, и это было очень интересно. Он предлагает онлайн урс для подростков 11+ по анализу текстов и написанию собственных. Мне кажется, это может быть суперинтересно. Никто не хочет? Нешкольный взгляд на то, что должно быть на уроках литературы.
адача курса - показать, как устроены тексты, научить их грамотно читать, понимать, анализировать и… писать. Мы живем в мире, полном текстов, но всё больше в этом мире людей, которые тексты не читают и не воспринимают. Понять основную мысль текста, позицию и аргументацию автора, пересказать текст и создать свой собственный - это умеют далеко не все люди, которые считаются грамотными и вполне успешными. Многие обходятся краткими сообщениями (смс, твиты), рекламными лозунгами и проч. Но человек, который умеет читать, понимать и писать тексты, всегда будет управлять теми, кто не умеет.
Курс состоит из десяти занятий (он может быть сокращен или расширен) на русском языке и предназначен для школьников. Программа существует в одном варианте, но курс проводится в двух вариантах, для средних (11-13 лет) и старших школьников (14-17 лет). Разница - в сложности лекций и заданий и в выборе текстов для анализа. Кроме того, для младшей группы курс будет сокращен (без 7-го и 10-го занятий).
Занятия построены по проблемному принципу, в названии каждого используется «наивный вопрос», в поисках ответа на который нам предстоит познакомиться с важнейшими понятиями из области гуманитарного знания. Для практического анализа выбираются в основном небольшие тексты русской классической литературы: народные сказки, рассказы А.П. Чехова, стихотворения А.С. Пушкина и Б.Л. Пастернака, миниатюры Д.И. Хармса и другие произведения. В конце курса можно разобрать текст по выбору учащихся.
Курс занятий предполагает домашние задания разной степени сложности для разных групп и самостоятельную подготовку - сначала анализ, а затем и написание небольших самостоятельных текстов.
1. Что мы называем текстом?
Роль текстов в жизни человека. Связность, последовательность, логичность как основные свойства текста. Отличие текста от набора грамматически правильных предложений. Членение текста на части. Основные разновидности текстов. Норма и аномалия. Принципы текстового мышления.
Фабула и сюжет. Структура повествовательного текста. Обобщение.
2. Где в тексте герой и где автор?
Герой (в том числе лирический) и средства его описания. Авторская позиция и средства ее выражения. Смена точек зрения и ее роль в композиции текста. Многоголосие в тексте.
3. Как создать из события повествование?
Фабула и сюжет. Структура повествовательного текста. Обобщение и умолчание. Сопереживание и погружение. Стратегия «открытого финала».
4. Чем поэзия отличается от прозы?
Отличия художественных текстов от нехудожественных (технических, юридических, научных и проч.). Общие для поэзии и прозы художественные приемы. Переносный смысл и метафоры. Основные принципы организации поэтического текста и формы стихосложения.
5. Почему тексты бывают смешными?
Смешное и его характеристики. Роль юмора в создании текстов и его культурная обусловленность. Ирония, сарказм, сатира и их роль в риторике.
6. Как быть убедительным?
Принципы честного спора. Аргументация и контраргументация. Понятие риторики.
7. Как одни тексты влияют на другие?
Цитаты и аллюзии. Интертекстуальность и художественная традиция. Культурные и национальные особенности текстов на разных языках. Межкультурная коммуникация.
8. Как грамотно читать текст?
Практический многоуровневый анализ классического текста. По итогам занятия будет дано задание написать свой собственный текст с заранее выбранными свойствами.
9. Как написать хороший текст? (1)
Разбор текстов, написанных учащимися, исправление недостатков.
10. Как написать хороший текст? (2)
Разбор текстов, написанных учащимися. Подведение итогов курса и дальнейшие перспективы.