Женщины Мевлеви

Oct 23, 2014 12:25

Отрывок из книги
"Женщины в суфизме. Скрытое сокровище"

Составитель: Камилла Хелмински
Перевод с английского: Мария Кириллова
Оригинал: http://sufism.org/lineage/mevlevi/mevlevi-women-2

В семье Мевляны Джелаладдин Руми существовала долгая традиция, признававшая духовную красоту, устремления и мудрость женщин. Именно его бабушка, принцесса Хорасана, первой зажгла в отце Руми Бахаеддин Веледе искру любознательности. Благодаря ее заботе (отец Бахаеддина умер, когда сыну было два года) он стал "Султаном познавших" и великим духовным просветителем своего мира. Он очень любил мать Мевляны Мумине Хатун, которая была благочестивой и праведной женщиной. Мумине Хатун была прекрасной дочерью Рухнеддина, правителя Балха, территория которого сейчас относится к Афганистану.

Когда Мевляне было семь лет, в связи с угрозой монгольского нашествия его родители вместе с ним и его старшим братом, а также с преданными учениками его отца и всеми многочисленными домочадцами, уехали из Балха. Его сестра Фатима Хатун, которая к тому времени уже вышла замуж, решила остаться в родной стране вместе со своим мужем. Она стала известна как одна из мудрейших женщин своего времени, с которой часто советовались по правовым вопросам.

Караван родственников и друзей направился в Мекку и Дамаск, а затем, по прошествии нескольких лет, продолжил движение на север и остановился в Ларенде или Карамане, где они находились на протяжении практически семи лет. Когда Бахаеддин Велед собирался перевести свою семью в Конью по предложению Султана Алаадина Кейкубада стать там учителем, умерла Мумине Хатун. Гробница с ее останками находится в Карамане. Она стала местом паломничества для многих женщин Анатолии. В своей книге "Святые Анатолии" (Anadolu Evliyalari) Назихе Араз описывает свою встречу с Мумине:

"[Мумине Хатун] была религиозна. Прекрасны были как ее лицо, так и ее нравственные качества. Зеркала, в которые она смотрелась, могли бы сказать: "Мы бы хотели показать ей ее изъяны, но у нее их нет!".
. . . Гробница Мумине Султан сейчас посещается многими паломниками. В Анатолии практически нет ни одной женщины, которая бы ее не посетила. Большинство посетителей - женщины, которые приезжают, чтобы побыть в ее присутствии, склонить головы и попросить о помощи. . .
Я также приехала к ней, и мне было нужно о многом сказать. В голове у меня крутилось множество вещей, которые я хотела ей рассказать, и по которым я хотела попросить ее помощи. Но как только я вошла в ее усыпальницу, мой разум стал совершенно пуст! Я не могла ни говорить, ни протянуть руку. Я была переполнена окружающим присутствием этой священной матери, матери, которая дала миру столько любви!"

Мумине Хатун была похоронена вскоре после женитьбы Мевляны на Гевхер Хатун, дочери ближайшего ученика Бахаеддина Веледа Шефереддина Лала. Гевхер Хатун выросла вместе с Мевляной Джелаладдином, слушая беседы его отца. Эта прекрасная женщина, известная за свое ангельское сердце, стала матерью Султана Веледа, которому Шамс Тебризи передал многочисленные тайны. Сам Шамс в своих "Беседах" ("Макалат") напоминал о равной мужчинам способности женщин приблизиться к Невыразимому и "умереть до смерти".

После смерти возлюбленной жены Гевхер Хатун Мевляна женился на овдовевшей дочери Иззеддина Али Керре Хатун, которая также была одарена высокой духовностью и обучена мистицизму. Она стала известна благодаря многочисленным чудесам, происходящим вокруг нее. Многие выдающиеся мужчины и женщины Коньи стали ее учениками. У Керры Хатун и Мевляны родились сын и дочь Мелике Хатун, которая также стала известна за свою чистоту духа:

"Однажды группа женщин проходила мимо Камиль из Тебриза, которая закричала:
"Яркий свет падает на этих женщин. Должно быть, этот свет исходит от нашего Господа".

В произведении "Menaqib al-Arifin" Афлаки также описывает молодую женщину Фатиму Хатун, на которой женился Султан Велед:

"Друзья сказали нам, что Султан Велед созрел для брака. Наш Учитель организовал свадьбу с Фатимой Хатун, дочерью Шейха Чалахеддина. [Сам Мевляна] обучал молодую девушку чтению и письму. Он проводил с ней много времени, так как был о ней высокого мнения.

Однажды он сказал: "Фатима Хатун (Пусть Бог благословит ее и ее отца!) - это мой правый глаз, а ее сестра Хедийе Хатун - мой левый глаз. Все почтенные женщины, которые меня посещают, частично скрывают себя покрывалом, за исключением Фатимы и ее сестры, которые ходят открытыми".

Об их матери Латифе Хатун он сказал: "Латифе Хатун - воплощение божественной грации. Она тезка матери Шейха. (Пусть Бог благословит их прекрасные души!)".
Однажды наш Учитель сказал своим товарищам: "Когда Фатима Хатун вышла замуж за нашего Бехаеддина (Султана Веледа), все архангелы и гурии в раю возрадовались и забили в свои барабаны, поздравляя друг друга и распевая восхваления". В день их свадьбы [Мевляна] сочинил эту элегию любви:

"Пусть будут благословенны все свадьбы и праздники этого мира,
которые Бог устроил для нас;
Наши сердца открылись, и родственные души соединились.
Заботы исчезли благодаря доброте нашего Господа".

Фатима творила много чудес как во внутреннем, так и в проявленном мире. Она постоянно постилась и не спала ночью. Она ела всего раз в день. Она кормила бедных, сирот и вдов, а также раздавала одежду и подарки нуждающимся. Она взяла себе за правило как можно меньше есть и разговаривать.

Фатима могла ясно видеть мистические формы, которыми были небесные духовные существа. Она показывала их своим друзьям, которые также могли пережить подобный опыт - Гурджи Хатун, Кумадж Хатун и дочери Перваны Токата. Она также могла хорошо читать мысли людей. В своей молодости она была словно чистое молоко рая [Коран 47:16]. Она ни на мгновение не могла выдержать разлуки с нашим учителем (Мевляной) и научилась чудесным тайнам озарения из его благословенных речей. Для достижения святости, внутренней дисциплины и чистой, непорочной души она училась у этого великого учителя и стала совершенной ученицей".

Одной из ближайших учениц и друзей Мевляны также была Фахрунисса, которая покоится в своей собственной усыпальнице на окраине старой Коньи. Ее гробница находится на Чай-бачи Каддеси (улице Чайного сада) рядом с кладбищем, где покоится Сулейман Хаяти Деде, последний Шейх Мевлеви в Конье. Небольшая "ками" (мечеть), построенная в ее честь, приглашает прохожих остановиться и совершить молитву.

Афлаки рассказывает о ней следующую историю:

Наши друзья и братья-дервиши рассказали нам о Фахруннисе (Fakr-en-Nisa), святой и совершенной женщине, которая была известна как "Слава женщин" (Да благословит ее Бог!). Она жила в Конье во времена нашего возлюбленного Мевляны и была известна как Рабия своего времени. Философы, учителя мудрости, мистики и руководители общин - все одинаково любили и почитали ее. Она была благочестивой, преданной и искренней, а также могла творить чудеса. Фахрунниса любила быть в присутствии нашего Учителя, и он в свою очередь любил ее компанию.
В определенный момент ее ученики поддержали ее решение совершить паломничество в Мекку. Это соответствовало внутреннему руководству, которое она получила от этого столпа ислама.

"Позвольте мне сначала посоветоваться с нашим Учителем, потому что я не могу поехать без его разрешения. Я сделаю все, что он пожелает".
Она пошла навестить Мевляну, который сразу же ей сказал: "Это хорошее намерение. Благословляю твой путь. Я надеюсь, мы останемся в компании друг друга".

Фахрунниса только склонила голову и ничего не ответила. Ее друзья и последователи, удивленные ее реакцией, гадали, что же случилось во время этой встречи. Всю ночь допоздна Фахрунниса разговаривала с Мевляной в его доме. Вскоре после полуночи Мевляна поднялся на крышу террасы для совершения молитвы. После окончания своих ночных молитв он начал взволнованно кричать, призывая Фахруннису присоединиться к нему на крыше.

"Смотри! - сказал он, указывая на небо. Это твое предназначение". И к своему изумления Фахрунниса увидела Каабу, вращающуюся вокруг головы нашего Учителя, словно дервиш в своем священном танце. Она была отчетлива видна, и Фахрунниса с трудом дышала от погружения в восторженное недоумение.

Через некоторое время она снова склонила голову и сказала Мевляне, что ей кажется, что уже не стоит отправляться в это паломничество, и что она хотела бы отменить это путешествие. Ответом Мевляны был этот прекрасный газель:

"Кааба вращается, словно дервиш вокруг жилища одного единственного божества.
О, Господь, кто бы это мог быть? Такой смятенный и полный желаний?
По сравнению с ней полная луна всего лишь разбитая тарелка, а ее очарование вызывает стыд у цветов.
Все Учителя Пути, все преданные ангелы, поклонитесь ей и воскликните: "О, Возлюбленная! Во имя любви Господа помилуй нас!".
Создания тысяч пенных морей - ракушки, которые содержат жемчуг Любви; ее возвышенные мысли показывают Благородство и Великолепие. . .
Она - его рай, его танцующие девушки, его бесконечно блаженство.
В ее безбрежном свете один вздох восхваления подобен целому стиху Корана.
Послушайте эту короткую историю и узнайте о том, что один из мельчайших атомов солнца стал другом божества.
О, ты, Шамс из Тебриза, милосердный и сострадающий! Солнце, источающее тысячи благословений!
Твои слова подобны наполненному кувшину вина. Так будем пить оттуда вечно!"

В 1980-х годах, когда в городе Конья потребовалось провести реконструкционные дорожные работы, для которых было необходимо переместить усыпальницу Фахруннисы, во время перемещения попросили присутствовать Сулеймана Деде, Шейха Мевлеви из Коньи. Он рассказывал нам, что когда ее гробницу открыли после семи ста лет, ее тело оставалось нетронутым, а воздух наполнял аромат роз.

Еще одной женщиной времен Мевляны, которая была любима многими, является Тавус Хатун или "госпожа Павлин". В своей книге "Anadolu Evliyalari" Незихе Араз рассказывает следующую историю об этой прекрасной женщине, которая услышала о Мевляне и отправилась в путь в Конью, как многие другие из Бухары и Самарканда, Шираза и многих других областей Центральной Азии, чтобы быть в его присутствии, хотя, как сказал Мевляна своему окружению: "Наша слава увеличилась, и так много людей хотят посетить нас! Я уже не чувствую себя спокойно. Не удивительно, что Мухаммед, да пребудет с ним мир, сказал: "Слава тяжела, покой приходит в отсутствии славы!". Но если таков божественный порядок, что же можно сделать? Мне велели показывать свои качества людям, "потому что все, кто увидят тебя, увидят Меня (Бога)". Эта прекрасная женщина, которую никто не знал, приехала в караване, как и бесчисленное количество других людей, которые приезжали познакомиться с Мевляной. И как многие из них, она также осталась в Конье.

Она выбрала небольшой холм на винограднике Мерам рядом с Коньей, который назывался Гуллу ("роза"), и построила там дом. Этот холм был похож на рай благодаря своим прекрасным ярким розам и гиацинтам.

Однажды рано утром любящие Мевляну, возвращающиеся с церемонии семы на винограднике Мерам, услышали прекрасный звук ребаба. Этот звук призывал их души пробудиться. Последующий экстаз последователей стер все следы их усталости, и они стали призывать Друга. Церемония семы продолжалась столько, сколько на холме звучал звук ребаба.

После того утра любящие Мевляну всегда проходили мимо того небольшого холма. Каждое утро, когда поднималось солнце, и их души пробуждались под звуки ребаба той прекрасной женщины, начиналась церемония семы, а Мевляна и его друзья омывали свои души в прекрасных звуках, струящихся через прославленные розы и гиацинты Коньи.

Конья была пьяна от любви, но иногда в ней все же находили время для сплетен и зависти. Некоторые любопытные задавались вопросом, скрывала ли та женщина свою красоту также и от Мевляны.

Однажды ранним утром, когда любящие Мевляну сидели в ожидании у подножия холма Гуллу и наблюдали за пробуждением жизни, они не услышали звука ребаба, который так ждали. Их сердца наполнило беспокойство и недоумение о том, что же делать. Они все посмотрели на Мевляну, который сидел в молчании. Когда солнце поднялось на небо, Мевляна попросил одного из своих молодых учеников подняться на холм и зайти в дом. Те, кто зашли в дом, увидели только несколько павлиньих перьев посреди дома, которые были еще теплыми, словно только что слетели с живого тела.

Когда они рассказали об этом Мевляне, он велел построить усыпальницу (тюрбе) для нее. И сегодня жители Коньи на закате привозят своих родственников, больных туберкулезом, к небольшому кирпичному строению (тюрбе) и молятся Тавус Хатун (госпоже Павлин) за их здоровье. Сегодня рядом с тюрбе нет ни роз, ни гиацинтов. Несколько лет назад некоторые люди заявляли, что человек, лежащий там, был не женщиной, а мужчиной по имени Тавус Баба, и был он не Мевлеви, а Худай. Табличка с именем была изменена с "Тавус Хатун" на "Тавус Баба", так как считалось, что не стоит произносить имя "Хатун". Однако с кем бы из жителей Коньи я ни разговаривал, они все рассказывают мне эту историю о Тавус Хатун, как они ее знают. Они помнят и очень любят госпожу Павлин.

На протяжении веков многие женщины шли по пути суфизма, открытом Мевляной Джелаладдин Руми. Его внучки (дочери Султана Веледа), Мутаххара и Шереф Хатун, женщины величайшей духовности, имели многочисленных мюридов по всей Малой Азии. Мевляна называл их с любовью Абиде ("любящая") и Арифе ("полная мистических знаний"). Деврет Хатун, дочь Диван-и Челеби, жена Султана Бейязита I и мать следующего султана Мехмета Челеби, также была выдающейся ученицей и учителем суфизма своего времени. Ее гробница находится в городе Бурса, Турция. Правнучка Дивани Мехмет Челеби, Дестина Хатун (дочь Шаха Мехмет Челеби), была назначена шейхой Кара Хизар Мевлеви Текке. Она носила традиционную хирку и сикке и участвовала в семе вместе с мужчинами, представляя орден в Мевлеви мукабеле (семе или церемонии кружения). После ее ухода это руководящее место было занято Кутчуком Мехмет Челеби. Однако после его смерти, вместо передачи этого титула его сыну, он был передан его дочери Гунеш Хатун, которая, как считалось, обладала большими духовными достижениями, подходящими для этого звания. Она была известна за свою безграничную любовь и внимание ко всем людям, вне зависимости от пола, расы или религии. Каждая из этих женщин взяла на себя ответственность по обучению пути суфизма как мужчин, так и женщин. Например, Арифе-Хашника Ханим из Коньи, которая занимала позицию Шейхи для жителей Токата, обучала как женщин, так и мужчин.

Тарикат Мевлеви известен за свое пристрастие к красоте и изяществу искусств, а также к искусству проживания жизни истинного человека. Многие из выдающихся турецких музыкантов, композиторов, музыковедов, каллиграфов и художников ведут свое творческое происхождение от ордена Мевлеви. И многие из них были женщинами. По словам доктора Джелаладдина Челеби, который скончался в 1996 году, сотни наиболее значимых композиторов Турции были последователями тариката Мевлеви. Дилхаят Халифа была женщиной-музыкантом Мевлеви, играющей на тамбуре. Она жила в начале XVIII века и написала большое количество священных песен. Лайла Саз, живущая в конце XIX века, также была выдающимся композитором и музыкантом Мевлеви. Она покоится на "хамушан" ("место молчаливых", т.е. кладбище) в Галата Мевлевиханеси.

Женщины также всегда участвовали в семе, мистической церемонии кружения пути Мевлеви. Известно, что в ранние дни существования ордена Мевлеви женщины и мужчины вместе молились, вели разговоры на духовные темы и кружились. Позднее женщины стали чаще проводить свои собственные семы, и мужчины также кружились в зикре отдельно от женщин. Однако во времена Мевляны спонтанные семы проводились при участии женщин и мужчин. У Фахруннисы была близкая подруга Низхам Хатун. Мевляна вдохновил ее на глубокую любовь к Богу. Однажды она захотела провести сему. У нее не было средств, чтобы принимать гостей, и она решила продать единственную ценную вещь, которая у нее была, - отрезок ткани из Бурсы, которую она хранила для своего погребального савана. Однако на следующее утро Мевляна со своими друзьями появился у нее на пороге. Он велел ей сохранить свой саван и сказал, что он и его друзья уже пришли на сему. Эта сема продолжалась три дня и три ночи.

Летом 1991 года во время посещения Турции мы с действующим на тот момент главой ордена Мевлеви Джелаледдином Бакир Челеби обсуждали вопрос кружения мужчин и женщин на семе в наше время. Орден еще не дал официальных разрешений для проведения подобных совместных церемоний. Челеби признавал необходимость серьезного рассмотрения допустимости совместных церемоний, которые могли бы проводиться в наше время, особенно, для широкой публики. Он попросил всех, кого мы обучили как семазенов, мужчин и женщин, написать ему о своих ощущениях. Многие так и сделали. После глубоких раздумий в октябре 1991 года он прислал ответ:

"Я не думаю, что кто-то имеет право проводить различия между мужчинами и женщинами, так как Бог дал нам право на существование и продолжение человеческого рода. Мы также обязаны предоставить это право и тем, и другим, как Божьим созданиям.

...Мы несем всю ответственность за предоставление доступа женщинам к совместной семе, так как после этого разрешения установится подобное правило. Любой человек, желающий стать семазеном, должен соответствовать определенным критериям поведения и этики. Как вы будете практиковать, если мы не установим правила, чтобы они впоследствии выполнялись? Можете ли вы гарантировать такую же зрелость во всех группах, существующих по всему миру, или в тех, которые будут созданы в будущем? Именно по этой причине мы должны прояснить некоторые вопросы в самом начале, чтобы в будущем вся суть и красота семы были сохранены и доступны всем в том же виде, в котором она существовала в самом начале - в форме чистой любви".

Через несколько недель мы наконец получили следующее письмо от доктора Челеби:

11- 11-1991

Уважаемая госпожа Хелмински,
Я получил священное послание от Хазрети Мевляны, которое я ожидал:

Сколько еще будет длиться терпение этих чистых сердец на земле? Идите все вместе, прыгайте, взлетайте, выходите из своих гробниц. Вам на помощь придет милость высших сил…

Вы можете проводить совместные публичные церемонии каждый год 30 сентября и 17 декабря.
Желаю всем самого наилучшего.

Слуга Мевляны и его последователей.
Челеби Джелаледдин
(Подпись)

Примечание: Разрешение на проведение, данное вам Сулейманом Деде, было сделано с моего одобрения. Я всегда нес и буду нести ответственность за все, что касается Вас и Ваших последователей. Сегодня я вынужден напомнить Вам, что существует правило, которое соблюдалось всеми дервишами в текке: встреча начинается с разговора и обсуждения, затем следует молитва, зикр (во имя Бога), потом сема, и сразу же после семы вы можете остаться одни в комнате в той степени, в которой это позволяют социальные обязательства участников.

Если будет на то Божья воля, придет новое время для великого обмена духовностью между мужчинами и женщинами в чистоте, терпении и взаимной поддержке. Мы стойко вращаемся в преданности к Единственному, который вращает нас всех. Шейх или шейха читают молитву в церемонии кружения:

Пусть Аллах даст вам стойкость,
О, путники, на пути любви.
Пусть Возлюбленный снимет пелену с ваших глаз,
чтобы вы могли увидеть секреты своего времени и истинный центр.

... и пусть у каждого из нас будет так, что куда бы мы ни повернулись, везде будет лицо Бога [2:115].

орден Мевлеви, Руми, Мевлеви, Конья, суфий, путь Женщины, дервиш, суфизм, Орден Мевлеви

Previous post Next post
Up