Когда читала этот пост, поняла, что почему-то очень сильно волнуюсь.
А когда дошла до фотографии, на которой первая запись Гагарина после полета, чуть не разревелась.
Оригинал взят у
zhsq70 в
9 марта - день рождения Ю.А. Гагарина. Знаете, каким он парнем был? ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902-1973) - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903-1984) - работала на молочнотоварной ферме.
Ю. А. Гагарин с родителями
Детство Юрия прошло в деревне Клушино на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась война... 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и семье пришлось ютиться в землянке.
Землянка, в которой в годы войны жила семья Гагариных
Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, однако мать успела снять его, пока фашист ходил за фотоаппаратом. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
Дом Гагариных в деревне Клушино
24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. (позже переименованный в "Гагарин"). В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.
Гагарин - студент Саратовского индустриального техникума
В Саратовском аэроклубе
27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.
СЕМЬЯ
27 октября 1957 года Юрий Гагарин женился на Валентине Ивановне Горячевой, которая стала его верным соратником на многие годы. В их семье выросли две дочери - Лена и Галя.
Ю. А. Гагарин с женой Валентиной
Юрий Гагарин с женой и дочерью Леной
Юрий и Валентина Гагарины с дочерью Галиной
С семьей на прогулке
Ю. А. Гагарин с дочерьми
Ю. А. Гагарин с дочерьми
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
На утренней физзарядке
Ю. А. Гагарин на тренировке
Пребывание Ю. А. Гагарина и С. П. Королева на космодроме Байконур
Фото предоставлено редакцией газеты "Комсомольская правда"
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль "Восток", с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.
В КАБИНЕ КОРОБЛЯ "ВОСТОК"
Никогда не забудет человечество 12 апреля 1961 года. В этот день первый космонавт Земли Юрий Гагарин на первом космическом корабле "Восток" впервые совершил космический полет. Когда-нибудь этот чудесный летательный аппарат в техническом отношении покажется столь же скромным, как, скажем, каравеллы Колумба в сравнении с современными океанскими лайнерами.
Корабль состоял из двух частей. Первая из них - сферический спускаемый аппарат, где помещался космонавт, оборудование для жизнеобеспечения и системы приземления. Вторая часть корабля - это приборный отсек с тормозным двигателем и другим оборудованием. Корабль "Восток" был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой- носителем, точная копия которой установлена перед павильоном "Космос" на Выставке достижений народного хозяйства в Москве.
Кабина первого космического корабля гораздо просторнее обычной кабины летчика на самолете. Снаружи спускаемый аппарат покрыт специальным слоем тепловой защиты, без которой немыслим стремительный спуск в атмосферу. В аппарате три иллюминатора с жаропрочными стеклами и два быстро открывающихся люка.
Кресло у космонавта особенное, установленное так, чтобы на участках выведения и спуска корабля перегрузки действовали на космонавта в наиболее благоприятном направлении (грудь - спина). Если бы даже по какой-нибудь причине герметизация кабины была нарушена, жизнь космонавту сохранил бы скафандр с автономной системой жизнеобеспечения. Кресло могло катапультироваться вместе с космонавтом, и в нем располагались парашютные системы, обеспечивающие мягкое приземление космонавта. Мягкая посадка могла быть совершена и в кабине корабля. Все было предусмотрено для благополучного исхода великого Эксперимента.
Космонавт мог сам вручную управлять полетом космического корабля. На корабле была ручка с помощью которой можно (включая бортовые двигатели) придать кораблю любую ориентацию. Рядом с ней располагались радиоприемник и контейнеры с пищей.
Юрий Гагарин совершил один виток вокруг Земли, хотя запасов пищи, воды и всего того, что необходимо для космонавта, хватило бы на десять суток. Но для первого небывалого опыта достаточно было и сделано.
Вспомним основные данные первого пилотируемого космического полета. Ракета-носитель развила при выводе корабля на орбиту мощность в 20 миллионов лошадиных сил. Орбита "Востока" была эллипсом, апогей (наиболее удаленная от Земли точка орбиты) которой имел высоту 327 километров, а перигей (наиболее ближайшая к Земле точка орбиты) 181 километр. Выбрали орбиту, наклоненную к плоскости земного экватора под углом 65°.
Весил "Восток" 4725 килограмм. Когда его с космодрома Байконур вывели на космическую орбиту, с ним поддерживалась постоянная радиосвязь. Радиоволны доносили голос Юрия Гагарина, его изображения, передавали сведения о характере движения корабля, позволяли прогнозировать его дальнейший полет.
Взлетевший к звездам первый космонавт оставался связанным с Землей не только ее притяжением, но и невидимыми электромагнитными "нитями", без которых немыслимы и сам полет, да и вообще все дальнейшее проникновение человечества в Космос.
Космический корабль Юрия Гагарина был первым "домом на орбите".
За этот подвиг - первый полет человека в космос - Ю. А. Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.
ПОЛЕТ В КОСМОС
Подготовка
После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес - 72 кг, а рост - 170 см (рост Гагарина был 165 см, иногда приводится другое значение - 157 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле "Восток", так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя "Восток".
Кроме того, требовалось, чтобы космонавт был членом КПСС (Гагарин вступил в КПСС летом 1960 года).
Марк Галлай - человек, который готовил их к полёту - однажды сказал: "В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков...". Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое - "Успешное", второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - "Обращение к правительствам других стран", с просьбой помощи в поиске, и третье - "Трагическое", если Гагарин не вернётся живым.
Макет спускаемого аппарата Гагарина в мемориальном музее космонавтики
Старт
Перед стартом
Перед посадкой в космический корабль
Старт корабля "Восток-1" был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был "Кедр". Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат, - а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полёта космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом - отстреливался, как парашютист. Космическое агентство США длительное время пыталось занимать позицию, согласно которой полным космическим полётом нужно считать полёт, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением.
ВСТРЕЧА НА ЗЕМЛЕ
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: "Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин".
Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: "Космонавт взят на борт, следую на аэродром".
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На "Победе" Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
Исторические слова Юрия Гагарина
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.
На обкомовской даче после возвращения из полета
СООБЩЕНИЕ ТАСС "О ПЕРВОМ В МИРЕ ПОЛЕТЕ ЧЕЛОВЕКА
В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО"
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли состовляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) состовляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.
Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом состовляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двустороняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.
Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.
9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля "Восток", в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".
10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".
10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.
ЗАЯВЛЕНИЕ Ю. А. ГАГАРИНА ПЕРЕД СТАРТОМ
Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма - общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.
Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!
До скорой встречи!
12 апреля 1961 года.
http://www.dal.by/news/2/09-03-13-16/ Click to view