На свете есть несколько городов, претендующих на звание самого древнего. Библос, безусловно, один из них. Поселение уже было в 7 тыс. до н. э. в эпоху докерамического неолита. А в начале III тыс. до н.э. он уже был важным торговым и религиозным центром, основными источниками процветания которого была торговля древесиной, прежде всего ливанским кедром, и оливковым маслом - продуктом питания и сырьем для косметики.
Остатки крепостных стен были свидетелями того, как в течение столетий, сменяя друг друга, сюда приходили армии вавилонских и ассирийских царей. Амориты, гиксосы, филистимляне, финикийцы сменяли друг друга.
Египтяне настолько дорожили этой торговлей с Библосом, что ежегодно фараоны, великие фараоны, присылали дорогие подарки и подношения богам города. Город считался родиной и находился под покровительством двух величайших богов Древнего Мира - Осириса и Изиды.
Персы сделали Библос одним из своих форпостов на восточном Средиземноморье, а после прихода Александра Македонского на месте древних святилищ возникли изящные эллинские храмы. В Библии называется Гевал. Современное название «Библос» дали греки от слова «папирус» ибо торговлю египетским папирусом с греками контролировал именно Библос. Греки считали что город основал бог Кронос. Позже город перестроили римляне, затем византийцы, а за ними арабы. Крестоносцы в память о себе оставили церковь Св. Иоанна-баптиста с элементами ранней готики. Постепенно, теряя свое могущество в годы господства мамелюков и Оттоманской империи, Библос превратился в обычный рыбацкий городок. Теперь же это одно из интереснейших археологических мест Ближнего Востока, увидеть которое стремятся туристы всего мира.
На сегодняшний день центральная часть Библоса представляет собой сплошные раскопы - из-под земли извлекают все новые и новые архитектурные памятники, которые тут же перемещают в сторону, чтобы освободить место для еще более древних фундаментов. Особенно ценные находки перемещают в Национальный музей, булыжники и остатки колонн оставляют в Библосе.
В этих местах были найдены две древние скульптуры причудливых божеств (с человеческой головой и звериными ногами) египетского происхождения. Одна из них - та, что целее, - нашла свое пристанище в Бейрутском Национальном музее, а вторая - от которой сохранились лишь отдельные части, в частности ноги, - стоит здесь, в Библосе, просто под чистым небом.
Северная стена (бронзовый век).
Фото: Олег Кузьменко В 3 тысячелетии до н.э. храмы Вавилона были сконцентрированы в центральной зоне, где были источники и, возможно, Священное Озеро. L-образный храм - один из древнейших в мире, возможно, самый древний… Сейчас уже не удается выяснить, кому он был посвящён. Сгорел в 2300-2100 г.г. до н.э. Три центральных квадрата - cellae - священные места.
«Храм обелисков» был построен в конце 3 тысячелетия до н.э. на руинах L-образного храма (при раскопках сдвинут в сторону).
Древнейший ханаанский храм где боги изображались в виде обелисков. Каждый обелиск здесь посвящён своему богу. Только один из них удалось определить (на нём была надпись египетскими иероглифами) - посвящён богу Решеф, богу войны и природы. Удивление вызывает, что несмотря на многочисленные изменение царивших здесь верований и пришедшие сюда две мировые религии (Христианство и Ислам) никто и никогда не разрушил это языческое святилище.
Фото: Олег Кузьменко Северо-восточные ворота (Бронзовый Век, ~2700 г. до н.э.)
Храм Баалат Гебал (Баалат Библская), III тысячелетие до нашей эры. Покровительница города и хозяйка кедровых лесов. Именно она ассоциировалась греками с Афродитой, а римлянами с Венерой. Именно сюда, ей, в этот храм фараоны, включая великого Хеопса, присылали свои ежегодные пожертвования и просили разрешения на вырубку кедров. К сожалению, этот храм наименее сохранился и от него сохранились только остатки фундамента.
Некрополь царей Библоса и саркофаги.
Найдено девять погребений царей, вырытые глубоко в скальной породе. Три из них были не разграблены. Самый впечатляющий своими размерами - это саркофаг царя Аби-шему (XIX в. до н.э.). Наиболее знаменитый саркофаг царя Ахирама с одним из первых финикийских алфавитов, находится в Национальном музее. Саркофаги представляют собой сооружения мегалитического типа. Каждый саркофаг весит несколько десятков тонн, а крышка от него две тонны. Как эти саркофаги опускались на многометровую глубину захоронения можно лишь только догадываться.
Царский колодец.
Легендарный колодец, на краю которого долгие месяцы, часто без еды и питья, под палящим солнцем, сидела сама богиня Изида в виде земной женщины и заплетала косы пришедшим за водой служанкам из дворца царицы, чтобы получить благосклонность царицы и освободить томившегося в заточении своего мужа Осириса. Колодец интересное и глубокое техническое сооружение. Настолько глубокое, что поразил даже знавших большой толк в сооружениях египтян. Римляне облегчили работу женщин по обеспечению города водой. Был проведен трубопровод и вода с гор, по глиняным трубам, поступала прямо в дома жителей. Но в 7-м веке пришли арабские завоеватели и посчитали что это чудо техники никому здесь не нужно. Вновь потянулись толпы женщины с кувшинами к глубокому колодцу. Колодец функционировал в таком режиме, не поверите, до 1932 года.
Амфитеатр, построенный в 218 г. до н.э., интересен тем, что в нем использованы макеты портиков античных зданий. Первоначально он находился у входа в город, но археологи перенесли его на самое романтическое место у моря. Сохранилось только 5 нижних уровней сидений (из 30). Остальные были разобраны в древности. В центре орхестры, перед алтарём, находилась мозаика с изображением головы Бахуса (место отмечено квадратом - сейчас она в Национальном музее в Бейруте). Очень и очень приятное место. Входишь в него, а в ушах у тебя, кажется, уже звучат строки из Софокла, Овидия или Гомера.
Часть римской улицы с колоннами, которые сделаны из египетского гранита.
Остатки домов, в которых жили люди в 6000-4500 гг до н.э. (неолит).
Дом османских времен под красной крышей - все, что осталось от деревни, в XIX-XX вв. занимавшей место древнего Библоса. Деревней пожертвовали во имя раскопок. Повсюду следы ранних поселений, относящихся к 4-5 тысячелетиям до н.э.
Фото: Олег Кузьменко Развалины Ахеменидской крепости. VI век до н.э.
Ахемениды - первая персидская зороастрийская династия представителями которой были Кир, Ксеркс, Дарий. На фоне всего остального крепость довольно «новое» сооружение но ее развалины впечатляют масштабностью. Стены достигали 7 метров высоты.
Довольно хорошо сохранился первый замок крестоносцев в Палестине (XII в.). Он построен традиционно: в центре находится самая мощная башня - донжон, массивные блоки в основании которой еще финикийского происхождения.
При строительстве цитадели крестоносцы вовсю использовали античные колонны… (присмотритесь к кладке, там видно).
Фото: Олег Кузьменко С крыши западной башни открывается великолепная панорама всего городища - музея под открытым небом.
Еще крестоносцы построили на входе в бухту две сторожевые башни и натянули между ними здоровенную цепь, закрыв тем самым вход чужим кораблям. Одна из башен с тех пор сохранилась.
Средневековый город находится за пределами музея. Городские базары бережно отреставрированы и сегодня являются любимым местом туристов.
Одна из основных достопримечательностей средневекового города - церковь Св. Иоанна Крестителя, построенная в 1115 г. крестоносцами в романском стиле.
Видна за домами.
Международный Библосский фестиваль (август-середина сентября), как правило, становится заметным событием не только потому, что он проводится под эгидой ЮНЕСКО и под патронажем президента Ливана. Это букет разнообразных и порой необычных мероприятий - от выставок живописи до клоунад, показов мод и выходов в море с рыбаками. Его основная "специализация " - народное искусство разных стран и классическая музыка.
При составлении текста использованы:
www.judaea.ruwww.awd.ruwww.turistua.comwww.altairoads.ruwww.otpusk.ubr.ua