Сталинский сокол, Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап

May 09, 2014 15:08



Ролан де ля Пуап родился 28 Июля 1920 года в Прадо ( Пью - де - Дом ). 15 Августа 1939 года вступил в ВВС, пилотское свидетельство получил 15 Марта 1940 года. Затем обучался в училище в Этампе. После капитуляции Франции 23 Июня 1940 года на польском судне перебрался в Англию и присоединился к движению "Свободная Франция". В период с Июля 1940 года по Январь 1941 года участвовал в операциях на территории французской Западной Африки, чтобы закрепить её за сторонниками де Голля. Затем вернулся в Англию и завершил свою лётную и боевую подготовку.

Вскоре сержант Ла Пуап был зачислен в 602-ю эскадрилью Королевских ВВС, летающий на истребителях "Спитфайр - VB", где впоследствии получил офицерское звание. В Августе 1942 года, когда он наконец одержал первую победу, ему было присвоено английское звание Старшего лейтенанта. Вскоре ему представилась возможность выбора: летать на штурмовку вражеских объектов с авианосца, базировавшегося в Средиземном море, или отправиться на Восточный фронт. Он выбрал второе.

Будучи самым молодым пилотом "Нормандии", он прибыл в Советский Союз в конце Ноября 1942 года, имея французское воинское звание аспиранта. В русское небо поднялся в числе первых, чтобы сразиться с врагами. На "Яке" де ла Пуапа ( по настоятельной просьбе пилота ), Жорж Марлен, его механик, нарисовал акулью пасть.

На первых порах не всё получалось складно. Однажды, Пуап атаковав разведчик FW-189, не только не смог уничтожить его, но и получил травму головы. FW-189 был очень маневренным самолётом, и победа над ним всегда доставалась с трудом. Он часто уходил от преследования истребителей в крутом пикировании или, делая переворот, "подныривая" под самолёт противника, с переходом на бреющий полёт. Де ля Пуап, решив однажды догнать "Раму", так увлёкся пикированием за ней, что у него от резкого перепада давления даже лопнула барабанная перепонка.

После посадки к нему подошёл Литтольф и спросил - "Вы хоть сбили того, из - за кого пострадали ?"
- Определённо сбил бы, да забыл снять предохранители с оружия, - простодушно ответил Пуап.
- Вам не акулу, а ворону следует нарисовать, - процедил сквозь зубы Литтольф.

Этот бой стоил Пуапу трёхнедельного пребывания в госпитале ( вместе с Марселем Лефевром, подхватившим желтуху ). Нашим врачам удалось полностью восстановить отважному французу слух и вернуть его в строй. А затем, что ни день, то боевое задание...

Однажды его самолёт подбили и при посадке одна из стоек шасси не выходила. Ему приказали покинуть самолёт. Он не выполнил команды - тончайший мастер пилотажа посадил машина на одно колесо. Пуап приземлился, сохранив машину, которая была тогда на вес золота.

Несколько первых мирных месяцев Пуап провёл в составе "Нормандии" в Бурже, но в 1947 году уволился из ВВС и поселился в Париже. Позднее, сменив воздушную стихию на морскую, в Средиземном море ( в специальном аквариуме ) изучал жизнь дельфинов.

После завершения первого этапа боёв "Нормандии", когда она была отозвана в тыл для перевооружения самолётами Як-9, Пуапу было присвоено звание Младшего лейтенанта. К тому времени, боевой счёт эскадрильи значительно возрос. Заслуги многих французских лётчиков были отмечены высокими советскими наградами. В Феврале 1944 года орден Красного Знамени засиял и на груди Ролана де ля Пуапа.

Весной 1944 года полк вернулся на фронт и участвовал в боевых действиях до повторного отзыва в тыл в ноябре.
...Осень 1944 года застала "Нормандию" уже в Восточной Пруссии. Шли ожесточённые и непрерывные бои. Немцы стремились любой ценой остановить наступление советских войск. 14 Октября Роллан де ля Пуап вылетел со своим звеном на блокировку вражеского аэродрома. При подходе к цели он заметил 8 истребителей противника, которые поднимались в воздух. Осторожничать не было времени, и Пуап принял решение - атаковать немцев всей четвёркой. Противник не набрал ещё полной скорости и был не в состоянии что - либо сделать против атакующих. В результате немцы, потеряв 3 самолёта из 8, не выдержали навязанного им боя и поспешили уйти в облака...

16 Октября 1944 года стало самым удачным днем в истории "Нормандии". В этот день лётчики полка, совершив около 100 боевых вылетов, сбили 29 самолётов противника и около 50 уничтожили на земле. Одну из побед записал на свой счёт и Ролан де ля Пуап.
Свою последнюю победу он одержал 26 Октября, когда в трудном поединке уничтожил Ме-109. Через два дня, 28 Октября 1944 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками, Старшему лейтенанту полка "Нормандия - Неман" Ролану де ля Пуапу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Ноябре 1944 года "Нормандия" была вновь отправлена в тыл для переучивания на новые самолёты Як-3. Там Пуап наконец получил возможность немного отдохнуть. Он имел на счету уже 16 побед ( 9 из них - в группе ), ещё 1 победа не получила официального подтверждения и произвёл 125 боевых вылетов.
В середине Декабря 1944 года Ролан де ля Пуап был награждён Крестом освобождения и, в составе группы лётчиков, отправлен во Францию в отпуск. Вернуться в полк ему уже не удалось - он был назначен на новую должность в сводной дивизии "Франция", создаваемой в Туле. Войну закончил в звании капитана.

Несколько первых мирных месяцев Пуап провёл в составе "Нормандии" в Бурже, но в 1947 году уволился из ВВС и поселился в Париже. Позднее, сменив воздушную стихию на морскую, в Средиземном море ( в специальном аквариуме ) изучал жизнь дельфинов.
В середине 60-х годов , разбогатев на производстве одноразовой упаковки для шампуней (по его словам, он стремился сделать продукцию подешевле, т.к. его угнетало, что только 3 из 10 французов регулярно мыли голову) решил заняться техникой.

Маркиз создал свою машину под впечатлением от Остин Мини-Моке, сделанного в Англии в 1964 году.
В 1967 г. с группой единомышленников машина была создана и получила название Донки - ишачок. После успешных испытаний герой Советского Союза предложил ее к производству Ситроену на базе Ситроен 2cv
К удивлению изобретателей Ситроен принял машину к производству, что называется, "не глядя" под названием "Мехари"...



Автомобиль выпускался в течении 20 лет, и пользовался, и продолждает пользоваться успехом на Лазурном Берегу.
Рекорд производства был достигнут в 1974 г., когда было выпущено 14 тысяч этих автомобилей. Всего было выпущено 144 тысячи автомобилей и около 1200 полноприводных. Любопытно, что модификации этого создания, предложенные Пуапом, Ситроен отклонил. В том числе от варианта амфибия, который Герой Советского Союза де ля Пуап демонстрировал в гонках по Сене под окнами корпорации Ситроен.

Зато сам Ситроен в 1970 г. выпустил 2-местную модель с жесткой крышей и открытыми боками, которая называлась "Оранжевый Киргиз". В 1978 г. был выпущен полноприводной вариант.

Ролан де ля Пуап скончался на юге Франции на 93-м году жизни 24 октября 2012 года.


Награды:
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (30 января 2008)
Компаньон ордена Освобождения (29 декабря 1944)
Военный крест 1939-1945 (12 отличий)
Герой Советского Союза
Орден Ленина
Орден Красного Знамени,
Орден Отечественной войны 1-й степени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Список воздушных побед

№ п/п
Дата
Тип сбитого самолёта
Место падения самолёта

1
2
13.04.1942
Ме-109F (повреждён)
Ме-109
Грейвланд
Грейвланд

3
16.06.1943
FW-189 (в группе, неподтверждён)
Мулятино

4
31.08.1943
Ju-87
Ельня

5
01.09.1943
FW-190 (в группе)
Ельня

6
04.09.1943
FW-190
Ельня

7
19.09.1943
Ju-87 (в группе)
Ельня

8
22.09.1943
Ju-87 (в группе)
Смоленск

9
04.10.1943
Hs-126 (в группе)
Красное

10
13.10.1943
FW-190 (в группе)
Горки

11
14.10.1944
Ме-109
Рани

12
13
14 и 15
16.10.1944
Ju-87 (в группе)
Ju-87
два FW-190 (в группе)
Сталупонен
Сталупонен
Сталупонен

16
18.10.1944
Hs-129 (в группе)
Сталупонен

17
23.10.1944
FW-190
Гумбиннен

18
26.10.1944
Ме-109 (в группе)
Тракенен

Источник

Победа, 2014, Россия, Великая Отечественная война, 1941, Франция, СССР, ВОВ, 1942, 1943, Нормандия-Неман, 1945, 1944

Previous post Next post
Up