На прошлой неделе была в Новой школе на "Тьюторском вторнике" (они, впрочем, успешно проходят по понедельникам, средами и даже пятницам). Тема дискуссии - детское чтение. Что делать с тем, что дети читают мало, и можно ли с этим вообще что-то сделать? В основном диалог был между тьюторами, но родители тоже активно участвовали.
Попытаюсь обобщить, что сказали интересного и важного.
Фото с сайта Новой школы
Для начала несколько базисных постулатов, которые важно понимать.
1. Первый пункт, с которым я совершенно согласна - это то, что сейчас долгая однообразная деятельность уже практически невозможна. Возросла скорость подачи информации в кино, невероятно быстро меняется лента в интернете, долго удерживать внимание становится очень трудно, в том числе и взрослым. Даже в учебниках теперь больше картинок и разных шрифтов. Посмотрите на себя - большинство из нас постоянно меняют деятельность, переходя из одной сети в другую, листая фото, читая книжки параллельно со смартфоном. Многозадачность стала гораздо более выраженной.
2. Об этом не говорили тьюторы, но говорили родители. Для того, чтобы ребенок много и с удовольствием читал, ему необходима хорошая база. Чтение должно быть не трудом, а удовольствием. А на начальном этапе это практически всегда тяжелый труд. И этот труд необходим, но в наших силах его облегчить, подыскивая интересные и простые книги. Но этап становления чтения нельзя пускать на самотек, это тот случай, когда родитель должен быть рядом (это уже моя личная уверенность). Можно сравнить с таблицей умножения, которая просто необходима для спокойной и интересной учебы, и которую хочешь-не хочешь надо выучить. Здесь важно понимать, что иногда уже поздно...
3. Интересно, что спикер и аудитория ни капли не сомневались, что уж в наше-то время мы все читали! Родители и тьюторы приводили примеры, как они запоем читали все подряд. Единственное, о чем забыли - это то, что аудитория здесь избранная. Родители, которые приходят на такие дискуссии, по умолчанию любят читать и хотели бы передать это детям. Те, кто не читает, остались спокойно дома у голубых экранов. В то же время, мысль о том, что чтение - это удел избранных, принадлежность к определенной касте - высказана была.
Собственно, поэтому я бы сделала вывод, что любовь к чтению действительно дана не всем и не всегда контролируется родителями. Это, собственно, подтверждалось выступающими.
Ну а теперь выводы. Цель дискуссии была: понять, можно ли и стоит ли что-то делать, чтобы дети читали. Или битва смартфонам проиграна, и все наши попытки бесполезны?
И родители и тьюторы все же готовы признать, что интерес к чтению можно и нужно поддерживать. Какими способами?
1. Много читать вместе - вслух, а можно и по ролям. Не стоит смотреть на возраст (по этому поводу советую прочитать книгу Даниэля Пеннака "Как роман"), читать вслух можно всегда и всем. Можно использовать и аудиокниги.
Я довольно долго читала детям вслух, и читаю сейчас младшему (12 лет). Он уже вполне способен понять Гоголя, но продраться сквозь многоэтажные предложения ему точно не под силу. А при чтении вслух продирается родитель, а ребенок слушает. В этом смысле здорово не только читать, но и тут же обсуждать непонятное. Главное - чтобы было понимание, что книга - штука захватывающая и интересная.
2. Тут же сразу переходим к вопросу о том, что же такое - интересная книга. Это уж вряд ли Тарас Бульба, как бы нам этого ни хотелось. К нашему огорчению, так называемая классика из школьной литературы большинству детей неинтересна. Она вырвана из времени, она требует глубокого понимания, да и написана она была не для детей, что уж говорить! Читать ее можно только вместе с учителем или родителем, вникая в тонкости, разбирая каждый кусочек (об этом будет третий пункт).
В целом все согласились, что в любом случае, чтобы не падал интерес к чтению, книги надо искать по возрасту. На мой взгляд, чаще всего хорошо идут современные книги про современных детей (вторая половина 20-го века и выше). Стоит смотреть на из-ва Самокат, Розовый жираф и т.п.. Всяческих Жюль Вернов, Стивенсонов и иже с ними некоторые дети читают, но обычно это намного сложнее. Фантастика, фентези, приключения, детективы, юмор - обычно мальчишкам очень интересны.
Тут вопрос, стоит ли давать детям "низкопробную" литературу типа современных детских детективов или фантастики. Вроде пришли к выводу, что главное чтобы дети читали, а уж там, когда надоест такая, можно и углубиться. Главное, чтобы была привычка - читать книги.
3. Отдельный вопрос - чтение не домашнее, а школьное. Понятно, что в 15 лет читать Евгения Онегина не столько нужно и хочется, сколько приходится, потому что он есть в школьной программе. Тьюторы (как и Даниэль Пеннак в вышеупомянутой книге) считают, что наилучший способ - читать произведения небольшими (это важно!) частями и дискутировать, разговаривать о них. Мне кажется, это действительно очень правильно. Тьюторы говорили, что в Новой школе на уроках это самый работающий способ заинтересовать детей. Более того, ясно, что это единственный способ, после которого что-то остается в голове и в сердце.
4. Также понятно, что дети учатся на примерах, и дети будут читать, только когда читают родители, когда в шкафах есть книги. Впрочем, некоторые родители говорили, что увлечения родителей никак не повлияли на увлечения детей. Также некоторым не помогают и книги в шкафах. Но в целом общая лояльность и приверженность чтению в семье играет важную роль.
Почему-то некоторые активно выступали против чтения с экранов и призывали ввести традицию заходить в книжные магазины, хотя такой способ скорее подойдет тем, у кого нет финансовых проблем. Некоторые книги можно скачивать бесплатно, у кого-то нет места в квартире, а у кого-то денег покупать книги в книжных.
А вот традиция ходить в библиотеку мне понравилась, хотя, к примеру, мои дети в свое время это не оценили - там были мрачные женщины, тлен и запустение. Хожу сама туда и беру книги детям, если надо.
Интересным аспектом дискуссии стал вопрос: а почему вообще книга у нас такой фетиш? Почему вместо книги нельзя посмотреть кино, поиграть в игрушку на смартфоне, послушать спектакль?
Я бы привела пример с Гарри Поттером - оба моих ребенка прочитали его от корки до корки и не один раз, и, посмотрев кино (каждый в свое время) были поражены и разочарованы, что такие глубокие книги так убого представлены в фильмах. А Гарик - как раз такая книга, которую каждый из них читал с любого места, книга, которая, что называется, в голове. Твой личный друг и товарищ. Там все тобой осмыслены и разложены по полочкам, там есть любимые моменты, есть любимые герои и события. Фильм, снятый по книге - это совсем другая, чужая история.
Наверное, поэтому мы и читаем и любим книгу, потому что она получается глубоко личной, глубоко нашей, родной. Кстати, тут важно, что совсем необязательно делиться своими сокровенными отношениями с книгой. (Меж тем, в школе от детей требуют только и именно этого).
Новая школа написала немного на своей
страничке.