Oct 04, 2014 11:42
Есть такая область знания - психогенетика, которая изучает, что нам дано природой (генетика), а что воспитанием (среда).
В курсе, который нам читали, рассказывалось о длительном исследовании - Нью-Йоркское лонгитюдное исследование маленьких детей, авторы Томас и Чесс. Выборка - 133 ребенка, с рождения до 30 лет. Исследование началось в 1957 г., закончилось в 1987г.
Исследователями были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность (главным образом двигательная), регулярность (ритмичность появления поведенческих реакций); приближение-удаление (иначе обозначается как реакция к/от: направление эмоционального и двигательного ответа на новые стимулы); адаптивность (реакция на новую ситуацию); интенсивность реакции любого знака; порог активности; доминирующее настроение; отвлекаемость (легкость изменения поведения в ответ на новые ситуации); внимание/настойчивость (длительность какой-либо деятельности и способность продолжать ее вопреки помехам).
На основе Нью-Йоркского лонгитюдного исследования А. Торгерсен выделила и исследовала синдром трудного темперамента - то есть когда у ребенка существует высокая вероятность дезадаптивного поведения.
Так вот, у детей с таким темпераментом 2-е характеристики имели генетическую обусловленность.
Это реакция от объекта, то есть неприятие всего нового; и высокая интенсивность реакции. Коэффициент генетики там очень высокий - 0,94 и 0,82 соответственно.
Таким образом, частые ответы "нет" ребенка на предложение чего-то нового, его нежелание что-то пробовать, негатив к незнакомому, а также его сильные аффекты (зашкаливающие эмоции) могут иметь генетическую предрасположенность.
Возможно, эта информация поможет кому-то из мам.
В заключение лекции преподаватель рассказал нам, что негативная реакция матери только закрепляет негативную реакцию малыша.
Как ни странно, помогает справиться с такими реакциями и дезадаптивным поведением лишь максимальное принятие матерью (или хорошим объектом) своего ребенка. Даже не смотря на генетику.
Кросс в пси-бэби.
развитие,
детская психология