Первый раз на сплаве с мотором

Jan 12, 2014 05:37



Есть на Камчатке одна замечательная речка - Опала, привлекающая рыбаков и туристов своей первозданной природой, видами одноименного вулкана, хорошей рыбалкой, табунами медведей, холодными и горячими источниками. Одним словом, всем тем, чем так манит и "цепляет" за самое сердце наш полуостров. Естественно, такая речка в большой чести у настоящих рыбаков и лучше всего на ней рыбачить со сплавом на рафтах (надувных плотах). Где захотел - там и остановился, а можно с таким же удовольствием ловить и прямо с рафта в течене сплава. Собственно такая форма летней рыбалки на Камчатке и считается классической. Но... это все хорошо, когда не надо несколько суток грести на слабом течении да еще против крепкого ветра...





Дело в том, что до относительно недавних пор на р. Опалу можно было добраться только вертолетом. Куда надо залетели, сколько надо прошли, порыбачили и таким же манером обратно, т.е. вертолетом. Как правило рыбачили в верхнем и среднем течении реки. Там и рыбалка зачетная и пейзажи красивые, да и с чисто спортивной точки зрения река интересная - вход в кальдеру по веселой шивере, а на выходе так вообще порог III к.с. - взбодрит кого хочешь. Обычно ниже выхода из кальдеры далеко не уходили. И на всем этом участке река с приятным горным течением, т.е. нужно только слегка подруливать, а течение "само" донесет куда надо.
.
Однако с недавних пор к верховью реки "пробили" "дорогу" джиперы. Вернее, там и раньше что-то типа дороги было, но можно было ездить только на гусеничных вездеходах. А когда появилась "дорога" и для колесных машин, то ее тут же приспособили для заброски туристов-рыбаков к началу сплава. Без вертолета все удовольствие стало обходиться в несколько раз дешевле. Естественно, чтобы и выбраться с реки без вертолета, нужно сплавляться до самого низу, т.е. к Охотскому морю. А вот тут-то, на подходе к морю, и встречалась самая "засада". Километров за 40-50 до финиша река выходила из горных отрогов, берега и вся округа выполаживались в бескрайнюю тундру, где после крайнего березняка даже сухой пятак для постановки лагеря найти удавалось с трудом. Но это "цветочки", а "ягодки" заключались в том, что на этой равнине река раздавалась вширь до габаритов Волги, а скорость течения наоборот - уменьшалась до "неспешной прогулки". И все, в принципе, было бы терпимо, если бы не ветер... охотоморский "бриз" (сабака), который дует почти постоянно и только вверх по реке (против течения), лишь изменяя скорость "напора" от свежего до ураганного.
.
Я сколько тудою не ходил, еще ни разу не удавалось пройти этот кусок за один день. За ночевку в тундре не шибко-то и переживал. При желании и с опытом всегда можно найти сухой пятачок на самой береговой кромке и наковырять дров для костра из жиденьких кустов ивняка, растущих по бровке берега. А вот гребля "по-конски" в течение двух дней, вымораживала чисто-конкретно. И грести требовалось не покладая рук, потому, что лишь только подымешь весла, как встречный ветер угоняет рафт против течения. Для наибольшей эффективности приходилось разворачивать плот "по-лодочному" и грести спиной вперед, сворачивая шею на просмотр фарватера.
.
И вот, после очередного финиша с двухсуточной "академической греблей", излил я душу шефу компании, с которым сотрудничал. А поскольку мужик он оч. толковый, с огромным опытом в туризме, то сразу же получил "отклик" в виде предложения - Использовать на этом участке небольшой лодочный мотор. Под "небольшой" имелось ввиду 5-ти сильный, 2-х тактный руль-мотор "Тохатсу" (на более мощный контора "не тянула"). От меня лишь требовалось "экспертное заключение" - "Сможет ли этот железный конь (вернее, 5 л.с.) тянуть против ветра 4 загруженных под жвак рафта?" ...или это будет выброс, хоть и небольших, но все же денег на ветер...
...А хрен его знает...(!?), потому, что с такими "казявками" я дела никогда не имел. То ли дело 30-ка или 40-ка... ну хотя бы 15 л.с., эти наверняка бы хоть как-то да тянули.
В общем, свое "добро" я дал... деньги-то не мои.
К выезду следующей группы "Тохатсу-5" лежал на складе. Так в магазинной коробке мы его и увезли на реку. Чтобы его по уму приделать, вместо одного рафта взяли катарафт с каркасом, на который могла крепиться транцевая доска.
.
Прибыв на реку, сразу крепить мотор по рабочему не стали, решили подождать пока не пройдем порог - мало ли чего может случиться. Порог вроде и не сложный (если попадаешь в проход), но многие умудрялись там даже на рафтах переворачиваться. И лишь по выходу из кальдеры укомплектовали все, как надо. Река еще хорошо несла и было достаточно времени, чтобы обкатать мотор на холостом ходу. А потом наступил момент проверки нашей "надежи" в деле. Для началу попробовал походить сам (без прицепа). Моторчик шустро разгонял загруженный катарафт до "бешенной" скорости 10-12 км/ч, при этом ускорение происходило где-то до середины газа, а затем лишь увеличивался "рев" мотора, буруны за кормой и крутая поперечная волна от "форштевня". Устойчивость на курсе была вообще никакая, т.е. кактарафт на моторном ходу все время норовил куда-то повернуть. Маленько приспособившись, дело наладилось, и я уже смог довольно уверенно и точно рулить по реке куда надо (а не куда несет).
.
Догнав впереди идущий рафт, предложил "покататься", взял их за чалку на буксир и с замиранием сердца включил ход... Что удивительно, "крейсерская скорость" в связке почти не изменилась...(!?), а управляемость стала намного лучше (!!!). Быстро нагнали еще один рафт. Взяли на буксир. С двумя плотами "на привязи" скорость движения еще немного снизилась но оставалась вполне приличной, а устойчивость на курсе стала как на рельсах. Третий рафт, тоже, не испортил картину - "система" работала!!!



"Чайной ложкой дегдя" в этот счастливый день стал неловкий заброс блесны одним из рыбаков, в результате которого мой чудо-катарафт получил небольшую "пробоину". Но, по большому счету, такая мелочь уже не могла нам всем испортить праздник. А дыру следующим днем с утра заклеили.



В процессе испытательно-тренировочных заплывов выяснил, что самый оптимальный ход получается на средних оборотах мотора. Маневренность такого "паровоза" довольно низкая, но слалом нам и не нужен. Требовалось внимательно следить за фарватером и приступать к маневрам очень заблаговременно. А при каких-то слишком внезапных ситуациях можно было быстро рассоединиться и, как прежде, "разгрестись" своими веслами. Но такой "форс-мажор" даже ни разу и не случился.
На фото ниже - заход в левый разворот для зачаливания "эскадры" к берегу.
.
Однако вовсе без "форс-мажору" не обошлось. На крайней березовой стоянке ночью в наш лагерь забрели два медведя. Вернее, они сначала "обследовали" зачаленные у берега плоты, в результате чего мы лишились кулера с мясом, мой геройский катарафт получил еще три дырки от медвежей лапы, и на берегу был "наступлен" медведем тубус со спиннингами одного из рыбаков.
Катарафт еще раз заклеили, пустой кулер нашли в нескольких км ниже по реке, а тубус и спиннинги в безвозвратных потерях.
.
Ко времени подхода в "ветровую" зону у нас уже все было отлажено и освоено. При довольно свежем встречном ветре скорость движения по GPS составляла 5-6 км/ч. Что замечательно - такой ход почти идеально подошел для рыбалки троллингом, да и взаброс, тоже, ловилось неплохо.
Конечно же нашлись и недовольные.
И кто бы вы думали...? - Гиды (!!!) - им, видите ли холодно, когда "не гребешь".
Поубивал бы! :)



© И. Шатило

экстрим, путешествия

Previous post Next post
Up