Holly Herndon - Movement

Dec 26, 2012 12:25



Накануне Нового Года я решил выложить сюда несколько текстов, которые по разным причинам так и не были нигде опубликованы. Первый - про электронную артистку Холли Херндон, которая имитирует в своей музыке физиологические процессы, соединяя их с дронами, беспорядочным треском, дип-техно и гулом вывернутых наизнанку вокальных семплов.

Эксперименты с живыми и мёртвыми

Эта музыка может причинить вам беспокойство. На последних фотографиях Холли Херндон сама выглядит как киборг, искусственно синтезированная девушка с рыжими волосами, в стерильной одежде, с остекленевшим взглядом, она воплощает в себе синтез живой и искусственной природы. Перед нами молодая девушка, от которой веет жутковатым холодом.

В самых динамичных моментах своего альбома она заставляет вспомнить техно-диву Эллен Аллен. Когда обедневшее пространство трека заполняет хор из закольцованных семплов с призрачными женскими голосами на ум приходит последний альбом Laurel Halo, а в приступах цифрового удушья угадываются этюды Нико Мулли и других неоклассических провокаторов. Музыка Хердон совсем не про мелодии или форматность, её эксперименты простираются в сфере чистого искусства. Первостепенная задача Хердон - передача эмоций и физиологических процессов, которые она препарирует в своём лэптопе так же, как хирург элегантно общается с мёртвым телом в анатомическом театре.

Альбом начинается с подходящих и отступающих радиопомех. Кажется, что ребёнок играет с ручкой сломанного приёмника, но потом переходящий шум начинает украдкой обрастать дронами и осколками электронных звуков. Из множества тональностей и слоёв вместе с женскими вокальными семплами начинает проступать тягостное, гнетущее настроение. Хердон окружает нас безжизненными звуками механизмов и охранных систем, которые похожи на огни, которые пролетают мимо несущегося автомобиля на пустом шоссе - в это время эволюция трека во всей своей красоте раскрывается перед слушателем. Следующий трек Fade больше похож на прогрессивное техно с цепочками футуристических битов, звоном хрустальных клавиш, мелодическими сгустками, где снова везде прогрессия, развитие, как будто чудесное космическое тело обрастает новыми кольцами.

Одной из системообразующих структур трека Fade является голос, который Хердон использует как инструмент, разбирая его на компоненты, доводя до состояния шума, текстуры. В композиции Breathe она показывает естественный процесс организма на фоне цифрового страха, её кибернетическое горло сотрясается вдохами и выдохами. Спазмы переходят в высокотоновые переливы синтезаторов, образуя нечто возвышенное и тут же задушенное, забытое, исковерканное. Музыкальная структура кипит, и, кажется, Хердон увлекает разрушение своих собственных звуков. Но кульминация альбома наступает на закрывающем треке Dilato, где Хердон дугой преобразует оперные реплики в низкочистотное гудение, беспощадно преобразуя их в элементы компьютерной программы - она делает делает что-то очень живое и человеческое предельно неживым. Её музыка, как эмбрион сотканный в лаборатории, результат симбиоза машинного и физического, мускульного труда.

Музыка Херндон передаёт чувство распада, она ранит, и в то же время остаётся прекрасной в своём неумолимом развитии, в смелых манипуляциях со звуками и неподражаемом авторском методе. Movement - это не альбом для танцполов или радиостанций, он имеет высокий порог входа и наверняка останется непонятым массовым слушателем, но именно такие записи заглядывают в саму суть музыки, зарываются в неё по локоть и пытаются перенастроить привычные слуху конструкции на новый лад. Мы ещё не можем назвать Movement живой классикой, но дебютный альбом Холли Херндон кажется первым, настойчивым стуком в двери вечности.

image Click to view

музыка, 2012 top music

Previous post Next post
Up