Шведская синтипоп группа Little Dragon выпустила захватывающий дух клип Crystalfilm про отношения девочки с ожившими огородными пугалами, обезличенными гуманоидами с лицами из извести, которые становятся персонализированными только в моменты отчуждённой коммуникации с главной героиней. А пока прекрасные шведы снимают клипы, минимал-вейв захватывает наши сердца.
Click to view
Совсем недавно "Афиша" опубликовала своего рода программный пост о жанре -
интервью с созидательницей лейбла Minimal Wave Records Вероникой Вясицкой, где вполне доходчиво разъясняется, как эта музыка появилась из желания создавать популярные мелодии с помощью несовершенного инструментария в гаражах и подвалах, как на новом витке технологического перевооружения движение сошло на нет, и как спустя 30 лет мы поняли, насколько привлекателен звук этих прекрасных, допотопных синтезаторов. Единственно верного определенияминимал-вейва до сих пор не существует, но если пускаться в словоблудие о формулировках, становится понятно, что минимал-вейв ложится между синтипопом с одной стороны и постпанком/колдвейвом с другой, прибавьте сюда эстетику синтезаторов до MIDI-эры и культурный контекст написания электронной музыки в 80-х. Сейчас минимал-вейв уже почти прорвался в мейнстрим для умных - все уже восхищались ранними альбомами Cold Cave, отдельными песнями тех же Little Dragon и группой Desire, которая в этом году очень удачно пробралась в гениальный фильм
Drive с любимчиком года Райаном Гослингом. Вся печально короткая песенная часть саундтрека (за вычетом блестящего
классического номера Катины Раньери) популяризирует минимал-вейв и синти-поп, не удивлюсь, если трендсеттеры и другие неравнодушные люди, которые после финальных титров принялись выяснять, кто такие Desire и Kavinsky & Lovefoxxx, занимали ощутимую часть кинозала.
Click to view
Тем не менее, минимал вейв - всё эще заповедный лес с сокровищами, которые открыты для всех примерно в одной и той же мере. История минимал-вейва окружена привлекательными артефактами, вспышками из прошлого - кассетами, пластинками, каталогами неизвестных и прекрасных всвойм творческом анабиозе групп, которые обеспечивают истории романтический бекграунд. Навряд ли новые группы начнут появляться, как грибы из спор на благодатной влажной почве (как это случилось с витчхаузом, и что его отчасти погубило), всё-таки эстетику и настроение этого феномена намного сложнее подделать из-за двух причин. Во-первых, минимал-вейв родился и умер естественным образом, из-за технологических витков и распространения (и нераспространения) творчества полупрофессиональных музыкантов, которые создавали музыку только из-за того, что могли и хотели это делать. Во-вторых, неизученное и более аутентичное наследие минимал-вейва издалека кажется достаточно объёмным, чтобы создать культ на обломках старого храма.
Но разве не прекрасно ли снова провозглашать минимализм главной ценностью, через упрощение открывать портал в новую, чистую, пульсирующую жизнь? То, что группа The XX сделала с рок музыкой, тем самым взволновав до экстаза и слушателя, и индустрию, сейчас могут сделать с электронной музыкой DIY касеты из разбитых картонных ящиков на барахолках. И даже если минимал-вейв не станет новым трендом или является не более, чем отголоском сезонной новинки, которая везде уже осмотрена и прошла, для внимательного слушателя это шанс приступить к культурологическому исследованию в завораживающие историю и эстетику музыки 80-х.
P.S. Вот, кстати,
ссылка на первый сборник The Minimal Wave Tapes, который я случайно нашёл в Google. Ещё более настоятельно совтую вам скачать саундтрек к
Drive. Примечательно ещё то, что, как указано в социальном плагине под интервью Васицкой, текст понравился 67 пользователям фейсбука (в том числе и мне) и 82 пользователям контакта, и это малость озадачивает (82 пользователя контакта дочитали интервью до конца?).