фото
dimaberkut SKIF в этом году пережил очень удачный ребрендинг. Фестиваль Курёхина всегда позиционировался как анердраундное мероприятие, на которое можно было купить билет, с авангардными эксперементальными коллективами, странной и вроде бы интересной музыкой, видеоинстоляциями и потихоньку рассыпающимся кинотеатром "Прибой", в котором фестиваль проходил. С одной стороны на SKIF'е в разные годы можно было посмотреть группы, которое не так часто выступали или с трудом вписались в сольное выступление за рамками фестиваля экспереминтальной музыки, такие, как, например Дети Picasso или Кассиопея образца 2009 года, рокеры-экцентрики Deerhoof, исландский самородок Бен Фрост, легендарные японские хардкорщики ZENI GEVA (довольно невыносимое выступление было, честно говоря). Помимо откровенно прекрасных групп, на SKIFе всегда ошивались всякого рода психонавты, любители постучать молотком по металлическим листам и скучные диджеи. Во время их выступлений маргинальная публика пила спрятанный в одежде коньяк, курила анашу и травила себя ядовитой ностальгией, чтобы потом в пьяном чаду мешать вам слушать эмбиеннт в фойе на втором этаже. В этом году, заманив на сцену артистов, которые совсем недавно выпустили новые альбомы - Гонжасуфи, Swans, Галю Чикисс, Eсть Есть Есть, того же Муджуса, организаторы фестиваля привлекли модную молодёжь в дизайнерских винтажных шмотках и вообще разбавили круг всегда немного нервных постоянных посетителей фестиваля новой кровью широко интересующихся людей. В этом году даже еда была почти в порядке, организация вполне на уровне, лайнап самый звёздный и актуальный на моей памяти, и народу пришло действительно много.
Вспоминая SKIF, следует говорить о двух выступлениях. Не знаю, что было в первый день, меня там к сожалению не было. Во второй вполне ровно и достойно с ногтями россомахи и российским пивом выступил гитарист-виртуоз Джеймс Блэкшоу, эффектное, но довольно скучное музыкально шоу устроили мат-хардкорщики Killl, заунывную электронику растягивали французы To Catch A Crab и одной из последних кричала в микрофон свои провокационные манифесты вокалистка арт-рокеров Paristetris - пока на экранах крутили заставки из компьютерных игр и ретро-порно, оставшаяся часть слушателей либо спала, либо допивала своё пиво на первом этаже. Но самой большой интерес вызывали два выступления - легендарного нойз-коллектива Swans, который снова собрал Майкл Джира в прошлом году,чтобы заработать денег, и на который пришли люди с широким музыкальным кругозором, и выступления Ромы нашего Муджуса, который вроде бы пел как Цой эпохи вонки и был беспощадно расхвален журналом Афиша (и мной, чего уж там скрывать, тоже).
Swans начали свой сет затянувшимся дроном на гитаре, которую положили горизонтально на ножки от синтезатора. Группа, разумеется, похожа на отборных маньяков с богатыми биографиями - сухой и высокий басист с аккуратненькими усиками ну точь в точь растлитель малолетних, рыжий тарзан, который управлял виброфоном, стучал в гонг и вообще отвечал за весь ритуально -экспериментальный колорит, видимо после второго пива рвёт людей на части голыми руками, а двойник Джиры за гитарой наверняка душитель со стажем. Сам Джира бесноватый, плюющийся на себя и музыкантов, находящийся в неотступном экстазе, магическом состоянии, в котором он крутящимися руками дирижирует своим ревущим оркестром, который доставляет вас прямиком в рущащуюся на чёрные кирпичи преисподнюю. Стоило ему только выйти на сцену и снять свою соломенную шляпу, зазвучали гитары и дроун загнулся в больную тёмно-фиолетовую спираль яростного и абсолютно беспощадного к человеку нойза - что-то подобное слышал бы наверное бесперебойным звоном Грегор Замза, если бы после превращения решил сжечь кровать, дом, родителей и весь остальной мир вокруг себя. Swans будто бы наносят удары один за другим, они неистово бьют по своим инструментам, чтобы потом накрыть слушателя лавиной уничтожительного шума, выдрать его с комфортной почвы, бросить его в жерло чёрной дыры или поместить в больной кошмар разлагающегося от смертельных паранойи разума. Идущий более 2 часов концерт Swans это действительно неизведанный опыт, вакханалия звука, которая рвётся за рамки формата или привычного понимания концертных выступлений. Впервые за долгое время концерт пробудил во мне хоть какие-то чувства кроме сонливости, за что большое спасибо группе и конкретно Джире, который назвал русский народ красивым и сильным, шутил про фигуру отца, посвящал песню Гитлеру со Сталиным и запрещал хлопать во время выступления (надеюсь у этих слишком пиздатых людей руки отсохнут от рака) . Стоит сказать, что индустриальный нойз это довольно неоднозначный жанр, где есть как прекрасные, так и невыносимо скучные моменты, и в своём выступлении Swans, кажется, собрали их все. Я вообще не разделяю повальное поклонение Джире после этого концерта и рассказы про путешествие "на ту сторону реалоьности" или "путешествие в неповторимый космос", но концерт был действительно очень сильный, даже лучший за последнее время. Как сказала девочка справа, когда выступление закончилось, "это вам не ебаный Interpol".
Ну и про Муджуса, на которого к трём часам ночи притащились хипстеры. Обладая инсайдерской информацией из множества достоверных источников, мы знали, что концерт будет довольно бедным. Говорили, что Рома не попадает в ноты, вообще не умеет петь и чуть ли не сами музыканты были уверены в провале, что само по себе очень грустно. По большому счёту, всё это оказалось правдой. Сначала музыканты метались по сцене, курили и настраивали два ноутбука, потом рома нацепил на себя белую хард-роковую гитару, забурлили по-моему "Обещания" и Муджус, время от время подёргивая куртяжку рукою от сердца к солнцу, запел. Само собой, Рома никакой не Цой, его история успеха это вообще какая-то медийная или даже правильнее сказать студийная наёбка - Муджус на альбоме поёт совсем не так, как он поёт в жизни. Если на лонгплее про весну, кровь и черепа нам объясняет джин в кожанке из 80-х, вылезший из синтезатора, то на сцене нервничая и махая руками поёт мальчишка вполне себе подростковым вокалом. Шершавости в голосе, туманной, витой задумчивости, поэтичной взрослости - всего этого нет. Первые два трека голос Муджуса вообще шёл преступно тихо, мне это напомнило, как во время концертов Sex Pistols Вишезу отключали инструмент, только Рома никак не Сид Вишез. Очень жаль, что всё сейчас так оборачивается, потому что рассмотрев в Муджусе успешный проект, его чарующая магия нового человека с щемящими глазами и чувствительным голосом романтической наивной полуправды рассыпается в труху. Впрочем, публика хотела танцевать и встречала артиста хорошо, я слился на второй этаж смотреть фильм про каннибалов и остался полностью доволен собой. Когда вернулся, довольный Муджус картинно брасал микрофон в пол и улыбаясь уходил со сцены. Потом я узнал, что ребята залили гримёрку пивом, а в отеле Рома хотел выкинуть в окно телевизор, то есть гадкий утёнок с аккуратными мокрыми глазами, который когда-то был успешным композитором, а теперь стал плохим, как бы горько это не звучало, певцом, теперь играет в рок-звезду и как по инструкции крушит номера. Я не знаю, ребята, всё это выглядит как-то несуразно и странно. Мне хочется забить весь абзац словами "к сожалению", потому что я очень надеялся, что в жизни Муджус будет таким же крутым, как в записи. Так вот, не будет.
Подводя итоги, хочется сказать, что SKIF удался, я увидел множество неплохих групп, встретил самых славных своих знакомых и наконец-то получил на этом фестивале удовольствие почти не ощущая физическую или духовную боль. Все кто остались смотреть дома ситкомы конечно же проиграли. Что-то мне подсказывает, что дальше со SKIFом всё будет ещё лучше.