Патрисия Каас. Жизнь, рассказанная ею самой. Тень моего голоса. (Пер. с фр. И.Ю.Крупичева). - М. ЭКСМО. 2012. - 288 с. (Уникальная автобиография женщины-эпохи). Тираж 6100 экз.
Книгу Патрисии Каас достаточно лишь взять в руки, как становится понятно, для кого она предназначена. Огромный кегль, большой интерлиньяж, финтифлюшки дизайна, розовенький фотоальбомчик - эта книга написана для тех женщин из провинции, у которых не хватает времени для регулярного чтения. Впрочем, Патрисия и сама педалирует факт, что она - тоже провинциалка. Ведь родилась она в маленьком шахтерском городке Стиринг-Венделе, рядом с германской границей. Надо отметить также, что Каас тоже принадлежит к тем людям, что не привыкли ежедневно выводить новые строки на чистых листах бумаги, ее фразы угловаты, иногда кургузы, и за написанным стоит гораздо больше эмоций, чем она смогла перенести на книжные страницы. Эти воспоминания - действительно лишь тень ее голоса.
Впрочем, популярность Патрисии у нас в стране обусловлена именно тем, что мы были такими же провинциалами, как и она: как говорится, мы с тобой одной крови - ты и я. С другой стороны, она была иностранка, и это волновало и еще больше вдохновляло фантазию: такая же, как мы, но из другой страны.
Но при этом наша публика совсем не воспринимала ее, как певицу, поющую блюз. Все-таки блюз - это нечто абсолютно иностранное. А Патрисия пела песню широкую, раздольную, почти русскую. Только на другом языке. Но нашим слушателям было понятно все, о чем она пела.
Жаль, что Патрисия не поняла Москвы. Столица нашей Родины ей не понравилась. Впрочем, это логично: в 1989 году, когда певица впервые посетила СССР, Москва была глубокой провинцией, а ей хотелось вдыхать запах столиц. Недаром же Патрисия с таким восторгом описывает свои поездки в Берлин. К этому городу она испытывает любовь с первого взгляда. Символом этой приязни становится плюшевый медвежонок, купленный Патрисией в маленьком магазинчике. Она вспоминает об этой покупке очень скупыми фразами, но они просто переполнены невысказанной любовью, ведь эту игрушку она купила для своей мамы, которая в то время была уже смертельно больна.
Нравятся Патрисии и гастроли по Азии, которая кажется ей таинственной и загадочной.
А в России она поначалу смогла разглядеть только внешние атрибуты страны. Ее раздражает тяжелая, почти ледяная атмосфера на концертах, чопорное поведение публики. И лишь спустя какое-то время она догадалась, что в концертных залах впереди сидят ВИПы, а народ, который ее почти боготворит, оттеснен назад, у него нет права двигаться, выражать свои эмоции, каждое его движение считается подозрительным. Патрисию этот порядок настолько злит, что во время концертов в Ленинграде она обошла стороной привилегированную публику и стала петь для тех слушателей, что пришли на ее концерт по зову сердца. ВИПам приходится сворачивать себе шеи, чтобы посмотреть на нее. Они в такой ярости, что требуют отменить следующий концерт…
Неожиданно Патрисия делает удивительное открытие: Россия - серая и холодная, но русские - солнечные люди. «Среднемесячная зарплата среднего русского около трех-четырех долларов. Но тысячи русских тратят сумму, равную одному доллару, чтобы увидеть, как я пою. Я ценю жертву, ту цену, которую они мне дают», - пишет Каас.
Эта любовь взаимна, и она в полной мере ощутит ее во время конкурса «Евровидения», который проходил в Москве. Там Патрисия заняла только 8-е место, и только российские газеты поддержали певицу. Газета «Известия» выпустила тогда гневную статью под заголовком «Королеву Каас обворовали».
Эта книга ценна не столько информацией, сколько ностальгией, которая в ней присутствует. Запах прошлой любви обволакивает нас, на мгновения возвращая в прошлое. Читательницы наверняка вспомнят то очарование от слухов, которое они испытывали, когда в российской прессе появились робкие сообщения о якобы связи Патрисии с Алленом Делоном. Многие советские женщины были тайно влюблены в этого красавца-актера, но очень не многим было суждено хотя бы поговорить с ним, поэтому Патриция Каас тогда стала тонкой нитью, соединившей робкие мечты с неисполнимой реальностью. В своих воспоминаниях певица рассказывает, как все было на самом деле. Но это уже не очень важно, потому что читатели вспомнили свою старинную мечту, а вместе с этим, возможно, вспыхнули в памяти мысли о том, что они хотели тогда сделать, но по каким-то причинам так и не сделали. Теперь прежняя ошибка наверняка будет исправлена, тогдашнее счастье будет перенесено в сегодняшнюю реальность.
Но больше всего очаровывают страницы, которые Патрисия посвятила своей матери. Она умирала от рака, когда Патрисия познала первый большой успех. Но ведь именно мама придумала ее такой, какой она стала, именно мать своими фантазиями превратила маленькую провинциальную девочку в звезду мировой эстрады. Поэтому любовь к матери переполняет Патрисию, и наполняет книгу счастьем, прикоснуться к которому теперь дано каждому, кто ее прочитает. Каждое слово в этой книге - это нерукотворный памятник нашим матерям, которые указывают нам цель жизни.
Рецензия опубликована в газете "Книжное обозрение"