Изд. Лениздат, 1989г. 544с. тир. 200000
Содержание
К. де Бруин (Корнелис де Брюйн) "Путешествие в Московию" 1701г.
Герцог Лирийский "Записки о пребывании при императорском российском дворе в звании посла короля испанского". Ноябрь 1727г. - ноябрь 1730г.
Клод Карломан Рюльер "История и анекдоты революции в России в 1762г."
Луи-Филипп Сегюр "Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II". Главным образом, о поездке Екатерины по России в 1787г.
Петер Симон Паллас отрывок из "Путешествий по разным провинциям Российского государства". Был руководителем серии естественнонаучных экспедиций 1768-1774гг.
Выбрать цитаты сложно - там сцены одна другой колоритнее, поэтому совсем немного:
Де Бруин. Свадьба одного из царских приближенных в Москве:
Не хочу обойти здесь молчанием одно обстоятельство, которое порядком насмешило всех. Жених ехал верхом на превосходном жеребце, а другой господин ехал на кобылице, ни в чем по красоте не уступавшей жеребцу. Оба животных были в яру и приготовлены уже к случке, и жеребец не замедлил покрыть кобылицу. Всадник, ехавший на кобылице, проворно и ловко соскочил с нее, а жених не потерял даже своего стремени. Случай этот произвел общий и громкий смех. Шутку эту хотели проделать еще при выходе из дому, но тогда это не удалось.
Герцог Лирийский. Из характеристик высокопоставленных особ при дворе Петра II:
Князь Михаил Долгоруков, брат фельдмаршала, был такой тщеславный человек, какого я не встречал никогда; для него все было безделица; но вместе с сим он готов был сделать все, чтобы достичь своей цели. Ума у него было немного; он лгал ужасным образом; был коварен; не любил никого и скуп до чрезвычайности - словом, в нем не было ничего путного.
Сегюр. Разговор с императрицей:
- Я уверена, граф, что ваши парижские красавицы, модники и ученые теперь глубоко сожалеют о вас, что вы принуждены путешествовать по стране медведей, между варварами, с какой-то скучною царицей. Я уважаю ваших ученых, но лучше люблю невежд; сама я хочу знать только то, что мне нужно для управления моим маленьким хозяйством.
- Ваше величество изволите шутить на наш счет, - возразил я, - но вы лучше всех знаете, что думает о вас Франция. Слова Вольтера как нельзя лучше и яснее выражают вашему величеству наши мнения и наши чувства. Скорее же, вы можете быть недовольны тем, что необычайное возрастание вашего маленького хозяйства внушает некоторым образом страх и зависть даже значительным державам.
- Да, - говорила она иногда, смеясь, - вы не хотите, чтобы я выгнала из моего соседства ваших детей-турок. Нечего сказать, хороши ваши питомцы, они делают вам честь. Что, если бы вы имели в Пьемонте или Испании таких соседей, которые ежегодно заносили бы к вам чуму и голод, истребляли бы и забирали бы у вас в плен по 20 000 человек в год, а я взяла бы их под свое покровительство? Что бы вы тогда сказали? О, как бы вы стали тогда упрекать меня в варварстве!