Чем пахнет железная дорога?

Nov 30, 2016 22:51

.


Многим из нас ещё с детства полюбился аромат железной дороги - такой волнующий, родной, полный романтики путешествий… Количество поклонников этого специфического запаха можно прикинуть даже по запросам в поисковике: многие интересуются химической формулой и даже пытаются воссоздать её в домашних условиях - чего мы делать, в общем-то, не рекомендуем.

Дабы не ходить вокруг да около, начнём с главного: характерный запах железной дороги - во многом заслуга железнодорожных шпал, пропитанных креозотом. Букет дополняют различные примеси: это и запах горящего каменного угля и опилочных брикетов, которыми отапливают вагоны и нагревают титан, и дым солярки от тепловозов, работающих на дизельном топливе, и тяжёлый «дух» мазута - от паровозов с нефтяными форсунками.

«А как быть с метро?» - спросит читатель. Что ж, этот аромат во многом близок железной дороге благодаря использованию того же креозота, однако он более тонкий, и имеет свои специфические, неповторимые нотки. К запаху шпал примешивается тормозная жидкость и ощутимый процент озона, который образуется из-за высокого напряжения на контактном рельсе метро. Завершают композицию ароматы краски, отсыревшей побелки и других отделочных материалов, которые почти не выветриваются из-под земли.



Свойства креозота

Креозот - французское слово, которое происходит от греческого «kreas» (мясо) и «sozo» (сохраняю). Это вещество представляет собой бесцветную (иногда желтоватую или жёлто-зелёную), легко воспламеняющуюся, маслянистую жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом. Она состоит из смеси фенолов: гваякола, крезолы (трёх изомеров) и нафталина. Растворяется в спирте и эфире, и практически не смывается водой - поэтому железнодорожные шпалы, десятилетиями находясь под открытым небом, продолжают источать свой уникальный аромат.

Впервые креозот был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году из древесины бука. Это вещество нашло применение в качестве антисептика и лекарственного вещества при при туберкулёзе. Существует и другая вариация креозота, добываемая из каменноугольного дёгтя. Именно такой креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, для производства искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении руд.

Несмотря на привлекательный для большинства людей аромат, креозот на самом деле сильно ядовит. Согласно последним исследованиям, это вещество является сильным канцерогеном, «виновно» в развитии болезней печени и провоцирует нервные расстройства.

При контакте с кожей креозот вызывает появление розовых пятен, усиленное ороговение кожи и даже появление бородавок. Кроме того, это вещество усиливает чувствительность кожи к свету (так называемый эффект фотосенсибилизации), последствии вызывая сильную её пигментацию.

Возможно появление светобоязни и слезотечения, а в редких случаях - поражение роговицы и даже её окрашивание (при продолжительном воздействии на вредном производстве). Пары креозота тоже вызывают ожоги - отсюда и болезни дыхательной системы (например, астма).

Однако всё это совсем не означает, что нужно держаться подальше от вокзалов и путешествовать любыми другими видами транспорта - ведь концентрация креозота в воздухе около железнодорожных путей незначительна. Да и потом, современные вокзалы (в большинстве своём) давно уже используют не деревянные, а бетонные шпалы.

Можно ли строить дома из шпал?

Нередко повидавшие виды шпалы - то есть, бывшие в промышленном использовании и списанные за ненадобностью либо после истечения срока службы (но всё ещё в хорошем состоянии), - используются в частном строительстве. Причём не только при постройке временных фундаментов и лёгких зданий (например, сараев и гаражей), но и для возведения жилых домов или дач. Особенно часто этим грешат работники железнодорожных предприятий - ведь они, как правило, имеют огромную скидку на отходы собственной отрасли.

Деревянные шпалы, безусловно, обладают рядом достоинств: они относительно лёгкие и прочные, не поддаются разрушению дождём и снегом, не привлекательны для насекомых и грызунов, и даже устойчивы перед землетрясениями. Вдобавок строгая геометрия длинных брусьев делает их удобными для монтажа, поэтому многие до сих пор соблазняются идеей быстрого и недорогого строительства из этого материала. - Увы, тем самым создавая серьёзную опасность здоровью обитателей таких домов.

Вам может казаться, что благодаря изоляции полиэтиленом и декоративной отделке стен запах минимален или отсутствует вовсе, однако мозг человека просто так устроен: мы быстро перестаём замечать фоновые запахи или звуки. В жаркую погоду креозот всё равно будет испаряться и проникать в комнаты через мелкие трещины в стенах, а в сильную жару из шпал может даже выделяется жидкость, которая пропитывает штукатурку насквозь и оставляет на ней рыжие пятна.

Небольшая концентрация, как уже упоминалось выше, вреда здоровью не принесёт. Во всяком случае, не больше, чем вся та химия, которой большинство людей ежедневно пользуется: лак для волос, дезодорант, освежитель воздуха… Однако опасность заключается в постоянном воздействии минимальных доз вредного вещества - не даром в странах Европейского союза после проведённых в 2003 году исследований креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.

Ещё один «камень в огород» отработанных шпал - это различные агрессивные воздействия, которым они подвергались во время эксплуатации. На пост-советском пространстве грузовые вагоны никогда не отличались герметичностью: через них на железнодорожное полотно просыпаются и проливаются самые разные химические вещества, часть из которых легко впитывается в древесину. Насколько это безопасно для человека, судите сами…

И, наконец, последний аргумент против строительства из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом: это вещество весьма охотно горит, - а затушить его так же сложно, как и тлеющие торфяники. Поэтому при пожаре такие дома обычно полностью сгорают всего за 15-20 минут. Явно не лучшее вложение денег, времени и усилий - не правда ли?

Источник

Химия, Дом & интерьер, Дача

Previous post Next post
Up