Коварство и польза гедонистической адаптации

Oct 24, 2016 10:25

.


Человек быстро адаптируется к собственным достижениям и всевозможным новинкам, которые убеждает его приобретать индустрия моды, стиля, технологий… Несмотря на все плюсы и привилегии (даже при условии, что реклама не обманула, и они действительно «шли в комплекте») чувство радости и комфорта от их обладания вскоре сходит на нет, и человек снова считает себя средне-счастливым. На основе этого парадокса Брикман и Кэмпбелл выдвинули в 1971 году понятие «гедонистического релятивизма».

В 1990-х Майкл Айзенк продолжил рассуждения на эту тему, и ввёл термин «гедонистическая беговая дорожка». В самое яблочко! Человек может сколько угодно долго и как угодно быстро гнаться за ощущением счастья, но всё равно будет оставаться на том же самом месте. Разумеется, это при условии, что наш бегун - типичный потребитель, и рассчитывает добыть ощущение счастья как некий товар, прилагающийся ко всевозможным материальным благам и развлечениям. К счастью, существует здоровая альтернатива подобной философии, - но к этому мы вернёмся чуть позже.



Плюсы и минусы гедонистической адаптации

Привыкание к удовольствиям аналогично хорошо известной тенденции к адаптации к физическим нагрузкам. Например, когда вы идёте в тренажёрный зал для набора мышечной массы, вам достаточно будет относительно лёгких упражнений. Но как только организм адаптируется к этому уровню нагрузок, вам понадобится всё больший вес, чтобы становиться сильнее и рельефнее. В конечном итоге, вы рискуете превратиться в культуриста, больше напоминающего своим видом откормленного бройлера. Но стоит прекратить тренировки, и со временем мускулы постепенно «сдуются» до своего первоначального размера.

По мнению учёных, существует индивидуальный базовый уровень счастья для каждого человека - его собственная «гедонистическая установка», к которой он возвращается, чтобы в его жизни не произошло. Это помогает в тех случаях, когда жизненная ситуация становится хуже: спустя некоторое время она начинает казаться не такой уж плохой, а потом и вовсе нормальной. Иногда «падение» может даже вызвать переоценку ценностей и смену мировоззрения, но отличить подобное состояние очень просто: если человек продолжает придерживаться нового образа жизни, когда у него появляется возможность его улучшить, значит он и в самом деле сделал осознанный выбор - будь то философия минимализма, дауншифтинг и так далее.

В большинстве же случаев люди не сопротивляются улучшению жизненных обстоятельств. Однако новые удобства и привилегии вскоре начинают оставлять их равнодушными. Отличный пример - всем известная сказка о золотой рыбке. Помните, как желания старухи росли в геометрической прогрессии? Как только она привыкла к новому корыту, то поняла, что больше не хочет стирать в принципе. Потом выяснилось, что быть боярыней лучше, чем купчихой, а царицей и того краше! Но, даже уперевшись в потолок социальной иерархии, «заказчик» уже не мог остановиться на достигнутом - за что и поплатился возвращением к разбитому корыту.

Помимо дружных усилий маркетологов, надрываться на «беговой дорожке» потребления людей заставляет вполне естественное крушение иллюзий. Потому что нередко мы вдруг обнаруживаем: то, что мы купили, не настолько совершенно, как мы себе представляли. Или вдруг узнаём, что есть что-то лучше выбранного. Тогда помимо разочарования у нас ещё появляется чувство вины и злость от того, что надо платить кредит за то, что по сути нам уже не нужно. И чтобы как-то себя утешить, многие люди переключаются на новую «мечту» и искренне верят, что в следующий раз не ошибутся (и тогда получат моральное право забыть былой промах).

Иммунитет от гедонистической адаптации

Потребление чего-либо не может насытить человеческое существо, которое чувствует наивысший пик удовлетворения, только когда творит. Занимаясь творчеством и создавая что-то, будь то полка для чашек, грядка капусты на даче или новая глава книги, человек находится на пике удовольствия. Даже в момент тяжелых поисков и неудач он более удовлетворен, чем тот, кто покупает новый плазменный телевизор.

Эмпирические исследования показывают, что пока люди ищут эмоцию без действия, которое ей предшествует, они испытывают разочарование. Иными словами, деньги, потраченные на впечатления, делают людей более счастливыми, чем деньги, потраченные на материальные блага. Причина заключается в том, что новые туфли неизбежно выходят из моды, гаджеты устаревают, а пирожные заканчиваются, предательски оседая жирком на животе. А вот хорошие впечатления от путешествий, посещения различных мероприятий или уютных посиделок с друзьями становятся основой приятных воспоминаний и источником радости, которая останется с нами на всю жизнь.

Другой формой удовольствия, оказавшейся удивительно устойчивой к гедонистической адаптации, является чувство удовлетворения от улучшения своей внешности - например, после исправления неправильного прикуса, кардинальной смены причёски, заметного похудения или... прохождения пластической хирургии. Исследовательский опрос, проведенный в период с 1960 по 1982 год, позволил обнаружить, что у подавляющего большинства пациентов поднялась самооценка, настроение и общее самочувствие. Это чувство оставалось неизменным в течение долгого времени - в отличие от того, как быстро люди переставали радоваться материальным приобретениям.

Кстати, ещё пару слов о минимализме. Не даром подобный образ жизни имеет так много сторонников по всему миру: согласитесь, сложно устать от того, чего у вас нет. В жилище минималиста есть только самое необходимое - и, как по волшебству, атмосфера пустоты наделяет даже самые простые предметы непреходящей ценностью для владельца. Они - домашние помощники и компаньоны, а не просто куча хлама из прошлогодних коллекций, пылящаяся по углам. Со временем они становятся любимыми вещами, которые уже не хочется постоянно заменять чем-то «свеженьким». Иными словами, материальные блага тоже могут делать нас чуточку счастливее - главное, чтобы они были в лёгком дефиците.

Психология, Полезные советы

Previous post Next post
Up