Если вы смотрели вышедший недавно на экраны фантастический фильм «TRON: Legacy», то помните, как на арене цифрового мира состязались гонщики на светоциклах - каждый такой транспорт оставлял за собой длинный шлейф, обрисовывая его траекторию движения.
Стильный визуальный эффект режиссёр, оказывается, позаимствовал из реальной жизни. Фризлайтинг (от англ. «freeze light» - «застывший свет») - это рисование светом в темноте, запечатление его в движении при помощи фотокамер с выдержкой.
Второе название этой сравнительно молодой техники можно перевести с латыни как «светописьмо», причём писать можно любыми переносными источниками света: фонариком, зажигалкой, спичкой, светодиодами, свечой, бенгальским огнём, мобильным телефоном и всем, что попадётся под руки - результатом становятся одновременно живые и фантастические картины.
Совсем недавно этот вид хобби (так же можно услышать «световое граффити», «светопись» или «light writing») вошёл в круг интересов творческих молодых людей и художников - а сегодня уже существует огромное количество клубов фризлайтеров.
Начало
В 1949 году Гийон Мили сделал необычный снимок, на котором было запечатлено два слова, написанные светом: «freeze light». Фотограф назвал изобретённую технику «комическим рисованием» («space drawing»). Он начал искать новые пути её применения и догадался закреплять фонарики на коньках фигуристов, запечатлевая затем их катание на фотоаппарат.
Эти уникальные кадры Мили показал Пабло Пикассо, и пока он объяснял принцип действия этой техники, художник уже расчерчивал воздух фонарём. В результате фотограф заснял несколько чёрно-белых кадров, на которых Пикассо воссоздаёт женский силуэт, кентавра и другие фризлайт-эксперименты.
Сам термин «фризлайтинг» появился в России лишь в мае 2008 года - этим словом назвали своё сообщество в livejournal Артём Долгополов и Роман Пальченков. В нём объединились все поклонники люминографии, экспериментирующие в этом синтетическом жанре фотографии и граффити.
Авторы одними из первых в мире начали обобщать знания, публиковать уроки по фризлайтингу, изобретать новые приёмы и раскрывать секреты техники. Популярность этого ресурса превратила это название в имя нарицательное, которое сегодня используется для обозначения данного вида фотосъёмки.
«В массы» современное светоискусство пробилось лишь в 2010 году - благодаря организованному Государственным Эрмитажем проекту «Рождение музея». Фотограф Юрий Молодковец решил с помощью этой техники воссоздать образы картин французских импрессионистов в новом крыле здания, куда вскоре должны были переехать 15 шедевров Анри Матисса, Пабло Пикассо, Андре Дерена, Поля Сезанна - так, чтобы при помощи света они появились там до реального физического размещения.
Результаты двух недель ночных съёмок были презентованы 25 июня минувшего года - такой себе «день варенья» русской люминографии. А за границей «профи фризлайтинга» считаются члены сообщества «Lightfactor».
Фризлайтинг для чайников
Итак, к начинающему любителю два требования: темнота и современный фотоаппарат, закреплённый на штативе. На нём отыщите выдержку, обозначаемую буквой S. С включением этой опции фотокамера видит примерно так же, как и человек, смотрящий на крутящийся вентилятор.
Чем рисовать - выбирайте сами, но можете на полном серьёзе перевоплотиться в джедаев со световыми мечами - именно так называют длинные люминисцентные лампы, которыми «колдуют» в сумеречном пространстве бывалые фризлайтеры. Выдержки в 5 секунд хватит, чтобы нарисовать букву или значок.
Для создания интересного и яркого кадра достаточно простого однодиодного фонарика - феерверка красок он, конечно, не даёт, но попрактиковаться для начала с ним можно.
Учитывая, что фонариком можно лишь обрисовать контуры, а не наполнить световую иллюзию целиком, самым важным остаётся идея рисунка - можно похулиганить, дорисовав столбу руки с коктейлем, дымящуюся сигарету и уши как у Чебурашки, - а можно и приблизиться к классике наброском Моны Лизы. Какие-нибудь сердечки и весёлые смайлики не затруднят даже ребёнка.
А вот если собраться в команду и вооружиться несколькими источниками света - поле для деятельности серьёзно расширяется, особенно если комбинировать цвета освещения. Какими узорами раскрасить мрак - пусть подскажет ваша фантазия.
Фризлайтинг с профессиональной точки зрения
Фотографы выделяют два основных метода светографики - статический и динамический. В первом случае мы имеем дело с каким-то конкретным, реально существующим предмотом - это может быть человек, натюрморт и вообще всё, что неплохо лежит - но могло бы и лучше. Статическая монокомпозиция означает, что на выбранный объект с разных сторон направяляются поочерёдные короткие всплески света - только от недвижущегося источника освещения. В этом случае фотография получится акуратно подсвеченной и будет иметь чёткую, естественно лежащую тень.
При статической мультикомпозиции свет по-прежнему не двигается, а объект снимается под другим углом или перемещается в две и более фиксируемых позиции - так в кадре появятся каждый этап его «путешествия». Если этот объект непортативный (наш старый-добрый знакомый - столб), то перемещается, понятное дело, фотограф.
А вот динамическая отрисовка подразумевает импровизацию движения самих источников света - например, световых мечей, оставляющих за собой идеальные для заполнения фона широкие кружевные «светотрассы», которые позже раскрашиваются в графическом редакторе.
Так же ассы пользуются понятиями светового сдвига («перемещающаяся плоскость отрисовки»), размывания (для сглаживания фактуры и деталей композиции), методами искажения и преломления, суть которых непосвящённым умам в двух строчках, увы, не излошь - поэтому оставим это «на дессерт» тем, кто дойдёт до подобного мастерства.
А вот «световую кисть» можно порекоммендовать всем - так называют небольшой фонарик с линзой. Он даёт неширокий направленный луч света с постоянной цветовой температурой около 5500 К, который при желании можно «раскрасить» цветными фильтрами-насадками.
Опубликовано:
http://howitworks.iknowit.ru/paper1287.html P.S. - И снова мысли возвращаются к фильму «Трон»… У меня есть такой скрытый дар: все новинки, на которые я заочно ставлю клеймо «ерунда», оказываются стоящими. Так что если сомневаетесь, идти или не идти в кинотеатр, спросите совета - и сделайте наоборот:)
И вроде бы, ну что такого нового показано в ленте? - Спецэффекты? Сюжет? Интрига?
Трудно сказать, имхо фильм берёт персонажами, хорошим переводом и запоминающимся саундреком от Duft Punk (Solar Sailer, Nocturne, Adagio For Tron, The Son of Flynn, Arena, The Grid, End of Line, Derezzed, Castor, Recognizer, Armory, Rinzler, Outlands, Tron Legacy и др.) После просмотра фильма я два месяца ходил с наушинками и не мог слушать ничего другого:)
Что до персонажей, то по-настоящему я прилип к экрану, когда на нём повились четыре девушки-программы, работающие в Играх - и среди них очень эффектная пепельноволосая блондинка… Не в меньшей степени я люблю антигероев, поэтому Кастор, он же Зюс, впечатлил меня не меньше - словно тропический попугай:) И его поигрывания тростью в стиле Чаплина тоже хорошо смотрелись в цифровом мире. Да и главные герои не подкачали - Оливия Уайлд в роли вершины техно-эволюции вносит своей игрой свежую ноту… Вобщем, если не видели - посмотрите сами:)