Маленькие наследники эпохи нарциссизма

Aug 09, 2016 12:53

.


Все мы, безусловно, хотим, чтобы наши дети обладали здоровым чувством собственного достоинства - а как иначе? Однако грань между самоуважением и самовлюблённостью в наши дни стала слишком размытой. Между тем, нарциссизм - не что иное, как серьёзная психическая дисфункция, проявляющаяся в искажении Я-образа человека, и оказывающее пагубное воздействие на его настроение, поведение, отношения с другими людьми, его успехи и счастье.

Многие из нас ежедневно сталкиваются с той или иной формой нездорового нарциссизма, который глубоко укоренился в обществе за последние 30 лет. Как отечественная, так и западная культура пропитана им насквозь - и, с одной стороны, усиливает индивидуальную патологию, а с другой - маскирует её под «норму» современности, так что поведение человека кажется почти нормальным. В действительности же нарцисс имеет о себе необоснованно завышенное мнение и сталкивается с серьёзными трудностями и глубоким шоком всякий раз, как суровая реальность заставляет его спуститься с небес на землю.

Современный нарцисс зациклен на себе, изолирован от других людей, воспринимает их только как средства к достижению целей или конкурентов. Иногда это помогает «хорошо устроиться» в среде себе подобных, коих сегодня великое множество на всех континентах. Но в любом случае, нарцисс никогда не будет счастлив - а значит, самое время родителям настрожиться. Ниже приведены шесть ошибочных установок воспитания, которых следует избегать, чтобы нечаянно «из лучших побуждений» не сформировать нарциссическую личность.



Мой ребёнок - особенный

Слово «особенный» в современном мире утратило свой смысл. Ещё недавно оно употреблялось для обозначения людей, обладавших каким-то необычным качеством или в чём-то превосходивших других. Сейчас многие люди считают, что ощущение себя особенным является некой составляющей самооценки и самоуважения, - обычным делом, - и стараются заставить окружающих считать их особенными. Кроме того, они считают, что их дети должны иметь всё, получать любой опыт и извлекать из него всю пользу. Если этого не могут обеспечить сами, - значит, это должно сделать общество.

Несомненно, любой ребёнок является особенным для своих родителей, и ему важно знать это - потому что так он понимает, что в семье его любят, признают его право на индивидуальность и всегда готовы поддержать. Однако нет никаких оснований на то, чтобы другие люди считали чужого ребенка «особенным» только потому, что так считают его родители. Эта установка уходит своими корнями в нарциссическое неумение признать, что другие люди - это отдельные личности, а потому не обязаны думать и чувствовать именно так, как думаю и чувствую Я.

Ребёнок (а впоследствии взрослый), который ожидает, что к нему будут относиться как к особенному, - так сказать, «за красивые глазки», - оказывается обреченным на постоянные разочарования в жизни и на проблемы в межличностных отношениях, если другие люди не отзеркаливают ему обратно образ его «Я», далекий от реальности.

Мой ребёнок никогда не должен огорчаться

Некоторые почему-то считают, что переживание неудач всегда является негативным событием, поэтому их следует избегать любой ценой. Однако неудачи и огорчения - неизбежная часть человеческого бытия, ведь иногда случаются события, которые нам неподконтрольны. Более того, кризисы необходимы - они закаляют человека, позволяют ему повзрослеть и всякий раз осознать что-то важное.

При наличии родительской поддержки именно препятствия и даже неудачи в основном формируют человеческий характер. Если же мы не можем вынести малейшую боль наших детей, то рискуем создать нереальный мир, где им потакают и осуществляют над ними тревожный сверхконтроль. Хуже всего то, что ребёнок в таком случае лишается возможности научиться справляться с ежедневными жизненными препятствиями.

Детям нужно создать возможности, позволяющие овладеть чувством фрустрации, потери, разочарования, одиночества, скуки, зависти, вины и гнева - и помочь им в этом должны сочувствующие, доступные для них взрослые. Им требуются переживания, которые давали бы им реалистичное ощущение своего «Я» в мире: победителя и побежденного, хорошего и плохого, самодостаточного и зависимого, дающего и получающего, уверенного в себе и сострадающего другим.

Детям нужна свобода выражения

Существует точка зрения, согласно которой дети изначально «чисты духом», поэтому они и без вмешательства взрослых станут превосходными людьми. Что нет никакой пользы в том, чтобы прибегать к авторитарным методам воспитания, чтобы воспрепятствовать проблемному поведению. Такое воспитание приводит к отчуждению детей, вызывая у них чувство стыда без всякой необходимости.

А теперь серьёзно. Никто не любит быть плохим человеком, в особенности в глазах своего собственного отпрыска. Но убежденность в «естественной чистоте ребёнка» представляет собой нарциссическое искажение реальности, которое позволяет родителям умыть руки и не прилагать усилий для воспитания и социализации ребёнка. Истина заключается в следующем: дети, лишенные родительского наставничества, как правило, не вырастают хорошими людьми. Они инфантильны, нарциссичны и часто демонстрируют различные отклонения в поведении.

Представьте, что человек заблудился в незнакомом городе и спрашивает у вас дорогу. Если вы ответите, что он в принципе-то свободный человек и может идти по любой дороге в любую сторону, действительно ли это будет помощью и проявлением доброты с вашей стороны? То-то и оно… К тому же, с детьми ситуация сложнее - они не задают таких вопросов, потому что сами не знают, куда идут.

Что хорошо для меня, то хорошо и для моего ребёнка

Истоки такой установки находятся в неумении родителя видеть индивидуальность своего ребёнка. Ещё более тяжелая истина состоит в том, что потребности родителей и детей зачастую очень разные, конкурирующие и даже взаимоисключающие. По сути, такая установка ничем не отличается от зашоренности или даже от бездушного отношения родителей к страданиям его собственного ребёнка.

Это обстоятельство способствует развитию детского нарциссизма, так как границы оказываются размытыми, а детям во время стресса приходится рассчитывать на свои собственные, ещё не развившиеся ресурсы. Часто такие дети «воспитывают сами себя», и в результате у них возникают сложности в построении доверительных отношений с другими людьми.

Ребёнок - мой лучший друг

К ребёнку не надо относиться как к приятелю, ровеснику, исповеднику или поверенному. Хотя такое отношение может действительно привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя «особенным», это лишь сформирует ложное представление о действительности. Например, что он уже является равным взрослому, или что роли ребёнка и родителя с самого начала не были ясно определены.

Дети воспринимают такое «приятельство» либо как навязчивость, либо как незаслуженное вознаграждение. В результате родители, которые так себя ведут со своими детьми, часто удивляются, что их дети проявляют так мало почтительности и уважения к авторитетам (или вообще не проявляют), будь то их авторитет отца, матери или любого другого взрослого. Для ребёнка это плохо потому, что теряет понимание своего места в мире, в семье, в обществе. У него появляется ошибочное представление о масштабах своей личности, которая пока ещё только развивается.

Психология, Дети, Социум, Полезные советы

Previous post Next post
Up