.
Согласно статистике, каждый третий человек вынужден время от времени выполнять совершенно бесполезную работу - от 40 минут до двух часов в день. Психика у всех разная, поэтому и реакция на происходящее разная. Кого-то
охватывает апатия или уныние, а кто-то впадает в молчаливое (или не очень) раздражение. В любом случае, это не идёт на пользу ни профессиональной жизни, ни нашему внутреннему равновесию. Можно ли найти выход из подобной ситуации?
Разбор полётов
Кому приходится тратить время впустую? Для примера можно вспомнить школьных преподавателей, по крайней мере начинающих. Каждый проведённый урок предусматривает объёмный план с описанием хода, целей, методов и ожидаемых результатов занятия (много писанины, тавтологии и повторений, высокопарных фраз, зачастую полный отрыв от действительности). Как результат - невольный перенос формального, бюрократического отношения в общение с учениками, которое дети интуитивно распознают за считанные секунды - и, в свою очередь, переносят на собственное отношение к уроку, предмету, образованию в целом. Отсюда и печальный уровень знаний у выпускников…
А вот согласно данным HeadHunter, на выполнение ненужной работы больше других тратят время чиновники (что, как ни странно, отнюдь не мешает им получать соблазнительный размер зарплаты, начисляемой из денег налогоплательщиков). Далее следуют HR-менеджеры, руководители среднего звена, маркетологи, юристы, а также медики, которые и без того сбиваются с ног… Но что именно в наши дни понимают под бесполезной работой? Вот основные ответы респондентов из опроса, проведённого среди 1242 работников:
= Отчёты, которые никто никогда не прочитает (и которые впоследствии ни на что не влияют).
= Долгое обсуждение и планирование того, что потом все равно не вступает в силу.
= Выполнение операций за кого-то на ПК, потому что этот кто-то ничего не умеет, но зато уважаемый человек.
= Поручения руководителя из серии «срочно надо», про которые он забывает через 10 минут, и они оказываются уже не нужны.
= Подписание множества бумажек у множества людей, которые даже не понимают, зачем это делают, но так положено по регламенту!
= Несогласованные совещания на тему «Как дела?»
= Большой объём отчетности, из-за которой много времени приходится заниматься писаниной.
= Детальное, поминутное описывание своей работы.
Попытка - не пытка…
Итак, вы столкнулись с одной или несколькими подобными проблемами. Первым делом попробуйте полностью вычеркнуть «мартышкин труд» из своего списка дел, даже если такие задачи создают видимость занятости и полезности. Ведь от этого страдает ваша самооценка, мотивация и работоспособность! Кроме того, драгоценное время жизни стоит тратить лишь на достойные и полезные цели - как минимум, на собственный профессиональный и карьерный рост…
Психологи рекомендуют найти убедительные аргументы, почему на те или иные задачи не стоит тратить время (по крайней мере лично вам), и обратиться напрямую к своему руководителю, чтобы поговорить о проблеме «бессмысленности». Согласно опросам, каждый пятый работник заранее уверен в том, что начальство всё видит и знает - однако на самом деле всё не обязательно так. Попробовать нужно! И, может быть, даже не один раз.
Но будьте морально готовы к отказу: только 1% всех опрошенных работников освобождаются от выполнения бесполезных обязанностей после того, как руководство было поставлено в известность. Опираясь на данные опроса HeadHunter, более чем в половине случаев (52%) начальство пришло к выводу, что, несмотря на кажущуюся бессмысленность, решать такие задачи все-таки нужно. Каждого пятого не восприняли всерьез (21%), а 15% убедили в том, что они не правы.
Запасной план
Что ж, не конец света. Если начальство исправно выдаёт зарплату, имеет смысл собрать волю в кулак и выполнить-таки бесполезную задачу. Но вот проблема: наша психика устроена таким образом, что включает «тормоза» каждый раз, когда мы пытаемся потратить энергию зря. Обмануть себя в данном случае практически невозможно, зато можно договориться с собой о «тайной выгоде».
Во-первых, задача может оказаться не такой бесполезной, как вам кажется. Возьмём для примера отчёт. Допустим, вы составляете его каждый месяц, и он практически не отличается от других отчётов за прошлые месяцы. Есть соблазн подумать, что вы делаете бесполезную работу, ведь и так всё ясно. Впечатление может оказаться обманчивым. В очередном отчёте может оказаться ценная информация об изменившихся тенденциях, и благодаря вашей работе будут приняты эффективные меры.
Во-вторых, если отвлечься от критерия пользы, можно посмотреть на задачу как на личный вызов (если она незнакомая). У вас есть возможность изучить что-то новое, использовать новые инструменты. Например, менеджеру по продажам предлагают написать поздравительное письмо партнёрам, и он предполагает, что сей спам, скорее всего, мало кто будет читать. Но кто-то да прочитает, а сам сотрудник сможет потренировать свои креативные навыки, попробовать себя в роли копирайтера или дизайнера. Это новый опыт, и это уже неплохо. Главное - отнестись к задаче не механически, а с искренним интересом.
В-третьих, можно взглянуть на задачу как «зарядку для мозгов» или шахматную партию. Опять же, стоит абстрагироваться от критерия пользы. Допустим, вам нужно изобрести новый маршрут доставки товара, но при этом вы знаете, что и старый вполне эффективен. Подумайте, что можно сделать по-другому, чтобы стало ещё лучше? И по каким вообще критериям оценивать «лучше» и «хуже»? В поисках ответов на этот вопрос можно либо найти обоснованные доводы, почему задачу выполнять не надо, либо найти новое, гениальное решение в логистике - оба варианта неплохи, правда?
Немного философии напоследок
Понятно, что всем нужно оплачивать счета, но мало кто станет всерьёз утверждать, что это единственный смысл существования. Помимо базовых потребностей у человека есть и более «высокие» нужды: ступенью выше - стремление к социализации (грубо говоря, к освоению максимально престижной и значимой ниши в обществе), а над ней - заложенная эволюцией необходимость чувствовать себя не просто «успешным» и «популярным», а по-настоящему полезным. Без выполнения этого условия ни один индивид не может быть счастлив.
Но часто, - пожалуй, даже слишком часто, - люди с высоким уровнем осознанности приходят к пониманию того, что бесполезными (и даже вредными для общества или планеты в целом) являются не только отдельные задачи в их обязанностях, но и вся работа/отрасль в целом. В таком случае «тянуть кота за хвост», откладывая смену работы и вида деятельности, становится опасно: продолжая заниматься тем, что мы внутренне не одобряем, мы только разрушаем самих себя.