Как «разбитые окна» меняют нашу жизнь?

Aug 08, 2015 16:54

.


Теория разбитых окон (Broken windows theory) гласит, что беспорядок распространяется как эпидемия: если кто-то разбил стекло в доме, и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забывать о правилах.

Эта теория была сформулирована в 1982 году Джеймсом Уилсоном (J.Wilson) и Джорджем Келлингом (G.Kelling), и быстро приобрела широкую известность. Первое же десятилетие её существования и активного применения на практике помогли превратить насквозь криминальный Нью-Йорк в один из самых безопасных городов в Штатах. Впрочем, идея находит применение не только в благоустройстве частных и общественных пространств. Сегодня без чёткого её понимания был бы невозможен ни один успешный бизнес.



Как работает теория разбитых окон?

Если в здании разбито окно, его нужно как можно быстрее заменить новым. Если на тротуаре или аллее появляется мусор, его необходимо убрать, не дожидаясь, когда люди начнут выбрасывать на дорогу старую мебель или радиоактивные отходы. Впрочем, учёные из Нидерландов в ходе серии экспериментов выяснили, что «дурной пример» трактуется широко: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы, а чувство безнаказанности посылает «сигнал», призывающий к более опасным преступлениям.

В ходе первого эксперимента на велопарковке у магазина убрали все урны и повесили на рули велосипедов рекламные листовки. Получилось, что люди могли забрать листовку с собой или выбросить прямо под ноги. Из 77 велосипедистов лишь 25 повели себя некультурно - это 33% от общего числа. Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, но стену размалевали бессодержательными граффити. На этот раз намусорило уже 69% велосипедистов. Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, который провоцировал людей нарушать другое правило - не сорить на улицах.

Во втором эксперименте исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором оставили широкую щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 метров справа» и табличку «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Поначалу эти рекомендации проигнорировало лишь 27% автовладельцев, но стоило учёным «осквернить» ограждение краской из баллончика, как процент нарушителей вырос до целых 82%.

Третий эксперимент напоминал первый, но признаки «нарушения норм» другими людьми были не визуальными, а звуковыми. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в недели перед новым годом. Этот закон всем прекрасно известен, равно как и штрафы за его несоблюдение. В итоге оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.

Затем экспериментаторы решили попытаться спровоцировать людей на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого виднелась купюра в 5 евро. Исследователи следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюдён» почтовый ящик был чистый, и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован, либо кругом валялся мусор. Результаты и на этот раз получились весьма убедительные: в первом случае только 13% прохожих присвоили соблазнительный конверт, а во втором - уже 27%.

Читатели наверняка улыбнулись, глядя на эту статистику - конечно, результаты были бы совсем иными, если бы эксперимент проходил не где-нибудь в Европе, а в одном из наших подъездов… Но сути это, в общем-то, ничего не меняет. Необходимо бороться с самыми первыми признаками деградации системы, поскольку антиобщественное поведение может быстро стать привычным для многих. Так, хороший район в считанные недели способен превратиться в некое подобие гетто, где по вечерам страшно выходить из дома.

«Разбитые окна» в бизнесе

Теория «разбитых окон» действует в самых разных сферах. К примеру, Дэн Кеннеди в книге «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать» утверждает, что надо быть минимально терпимым к нарушениям порядка на работе: «Разбитым окном» может оказаться замызганный прилавок, неудачно выложенный товар, неупорядоченное меню или работник-грубиян… если люди воспринимают ваше заведение как второсортное, уже не имеет значения, насколько хорошо вы делаете свою основную работу».

С автором трудно не согласиться. Можно вложить солидные средства в отделку офиса - белоснежные кожаные диваны, стеклянные двери, красивая девушка-администратор и т.д. Но если на стеклянных дверях жирные отпечатки чьих-то пальцев, диван изрядно «засиженный», а у девушки на рисепшене облез маникюр - все ваши старания насмарку. У клиента портится мнение не только о вашем бизнесе, но и о вас лично. А если вы не можете навести элементарный порядок в офисе, стоит ли вообще иметь с вами дело?

Теория «разбитых окон» работает также в отношении персонала. Если один сотрудник начинает нарушать дисциплину и другие видят, что ему это легко сходит с рук, то вскоре практически весь ваш персонал будет опаздывать, самовольно отлучаться в «курилку», играть в онлайн-игры, развлекаться в социальных сетях (а то и на порносайтах), покидать рабочие места раньше положенного и вообще бесцельно шататься по офису, имитируя бурную деятельность. Не успеете и глазом моргнуть, как у вас появится коллектив высокооплачиваемых лодырей. Поэтому важно вовремя заметить «разбитые окна» коллектива, ведь от них пострадает продуктивность работы всего персонала.

А как насчёт персонального рабочего места? Работает ли здесь теория разбитых окон? Ну разумеется! Нагромождение пустых кружек из-под кофе, коллекция фантиков от конфет, архивы ненужных бумаг, пыльный монитор компьютера - всё это моментально (и совершенно незаметно!) портит рабочий настрой, стимулируя человека скучать, лениться, неохотно и посредственно выполнять свои задачи (если выполнять их вообще), переедать…

Иными словами, всегда начинайте и заканчивайте рабочий день с небольшой уборки своего рабочего пространства: своевременно избавляйтесь от лишнего, раскладывайте вещи по местам и регулярно очищайте все поверхности. Это положительным образом скажется как на вашей продуктивности, так и личном имидже в компании.

Источник

Психология, Карьера, Бизнес, Социум

Previous post Next post
Up