.
Примативность неизбежно проявляется в такой важной сфере жизни, как работа или бизнес. Если присмотреться, влиянием инстинктов, в той или иной степени сдерживаемых разумом, можно объяснить и всю современную экономику в целом. Почему мы живём в потребительском обществе и что говорит о владельце наличие «статусных», брендовых вещей? По каким принципам нас нанимают на работу и чего от нас, собственно, ждут работодатели?
Открыта вакансия…
Жизнь в высокопримативных сообществах полна опасностей, поэтому человек бессознательно стремится находиться в окружении близких ему людей (по крови, по национальности, по религии), тем самым подчиняясь стайному инстинкту. А попав в незнакомую среду, он первым делом налаживает связи с теми, кого можно хотя бы условно назвать близкими: земляки, одноверцы и т.д. Такие общины (землячества) создают в России высокопримативные переселенцы с Кавказа или Средней Азии. Но точно такие же землячества образуют в странах Европы или в Америке и среднепримативные переселенцы из России. В среде соотечественников люди находят общение, поддержку, ощущение защищённости.
Описанная выше схема распространяется и на бизнес. В высокопримативных странах стайный инстинкт, умноженный на низкую самооценку, заставляет руководителя принимать на работу родственников (друзей, единоверцев, соотечественников), невзирая на их деловые качества. Создав фирму из членов своего клана, «босс» в дальнейшем предъявляет к ним слишком большие требования. Однако если кто-то из «семьи» не справляется с работой, его не выгоняют, а находят для него место по силам. Хоть и бестолковый, но свой, нельзя обижать.
В странах со средней примативностью (типа России) на работу или в бизнес также часто приглашают своих родственников, друзей, одноклассников, сослуживцев и т.д. В общем, членов одной «стаи». Затем, когда эти близкие люди не справляются с работой, к ним предъявляются претензии. Дальше идут переживания руководителя на тему, избавляться ли ему от близкого человека из-за его низкой компетенции, или оставить в надежде, что он исправится. Эта идеализация отношений между людьми порой приводит к самым огорчительным финансовым результатам.
В низкопримативных странах людей набирают на работу преимущественно по уровню квалификации и деловым качествам. Чтобы иметь возможность избавиться от неугодного работника, контракты заключают на год, или каждый год проводят аттестацию персонала. Родственные связи на работе или в бизнесе не приветствуются - скорее наоборот. В Штатах действует запрет и на романтические связи в компаниях. Как только устанавливаются неформальные отношения мужчины и женщины (да, в общем-то, пол уже не играет особой роли) - они подлежат увольнению, независимо от занимаемой ими должности, квалификации и других деловых качеств.
Ключ к успеху… и провалу
Законы бизнеса порой сравнивают с законами джунглей, где выживает сильнейший. В деловом мире лидирует тот, кто отлично разбирается в человеческой природе, её слабостях и потребностях. Именно поэтому ведущие мировые школы предпринимательства в последние годы уделяют особое внимание новой дисциплине: этологии бизнеса. Это наука о биологических основах поведения человека, объясняющая влияние инстинктов на него и его деловое окружение. Разобравшись в этих тонкостях, бизнесмен получает мощное преимущество в управлении финансовыми потоками и человеческими ресурсами.
Фундаментальные идеи этологии были озвучены ещё во второй половине позапрошлого века американским экономистом Т. Вебленом (1857-1929). С его именем связывают становление институционализма - направления в экономической мысли, исходящего из постулата, что хозяйственную и экономическую деятельность регулируют общественные обычаи. Веблен впервые поставил в центр исследований «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.
Экономические теории девятнадцатого века исходили из предпосылки существования «экономического человека». Это индивид с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и очень точно знающий, в чём эта выгода состоит. Отсюда делались выводы, что потребитель - «рациональный эгоист», а значит спрос всегда оправдан (целесообразен). Веблен же доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного давления и власти инстинктов, вынуждающих их принимать неразумные решения.
Не максимизация выгоды, а инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и родительское чувство (забота о ближнем) формируют облик экономики в целом. Кроме того, учёный ввёл в экономическую теорию понятие «престижного или демонстративного потребления», получившего название «эффект Веблена». Современный человек сталкивается с ним каждый день.
Товары ценятся не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих.
Само собой, этот эффект завистливого сравнения действует на людей с достаточно низкой самооценкой, то есть высоко- и среднепримативных. Являясь подтверждением (а на деле лишь имитацией) общественной значимости и успеха, демонстративное потребление чаще всего выдаёт потребителей среднего класса и бедняков. Причём в комплекте с копированием поведения миллионеров (которые на самом деле так себя не ведут) идёт порция снобизма и искусственно завышенное самомнение. Низкопримативных людей легко отличить в толпе, поскольку они не ведутся на бренды, тренды и свежие модели/коллекции всего подряд - у них
принципиально другое мышление, другие ценности.
А кто подливает масла в огонь и нагнетает потребительский психоз? Конечно же, наша «любимая» реклама. Аппарат внушения и убеждения, связанный с продажей товаров, непомерно разросся. В итоге происходит гипертрофированный рост индивидуальных потребностей, а потребности общественные приходят в упадок (например, улучшение качества образования, здравоохранения, культуры и т.д.) Результатом неправильного применения производительной энергии является потеря реального дохода для общества (инфляция и безработица) и разбазаривание природных ресурсов. Последнее напрямую связано с быстрым изменением климата, ухудшением экологической обстановки и природными катаклизмами по всей планете.
Источник