.
Уровень преобладания инстинктов, характерный для тех или иных сообществ, напрямую определяет содержания «высоких» проявлений психики их представителей. Общепринятые культурные нормы, интерес к искусству или азартным играм, а также сила религиозных чувств в среднем не одинакова у представителей различных этнических групп. Исходя из данных ниже описаний читатели сами смогут определить, насколько примативны представители интересующих его стран.
Высокопримативные сообщества
Люди с высоким уровнем примативности обычно живут в опасной среде, в тяжелых условиях, где их жизни угрожает множество опасностей. Погибнуть можно легко, поэтому ни своя, ни чужая жизнь не является серьёзной ценностью. И ею легко жертвуют во имя разных идей - религиозных, клановых, территориальных, для сохранения того, что принято считать честью в этом сообществе, и по множеству других поводов.
Члены высокопримативных сообществах имеют низкую самооценку, они ищут защиту и помощь у каких-то внешних сил, не рассчитывая на себя. Поэтому в таких странах высока востребованность религии, причем религии жёсткой, чётко регламентирующей все шаги в жизни человека и крайне строго наказывающая за нарушение ритуалов. Если же религия не носит характер диктатуры, то популярно обращаться за помощью к разного рода колдунам, шаманам, ясновидящим или магам.
Поскольку высокопримативные люди обычно мало верят в возможность изменения ситуации своими силами, поэтому у них высока вера в Чудо. Отсюда вытекает высокая популярность всевозможных розыгрышей, лотерей, азартных игр, псевдораспродаж, финансовых пирамид (список можно продолжать). Причём, поскольку разумное начало развито слабо, то люди не могут остановиться в своих азартных устремлениях (включая тягу к алкоголю и наркотикам). Понимая эту особенность некоторых наций, религиозные и светские власти часто вводят строгие запреты на азартные игры, алкоголь и наркотики.
Таким людям свойственна высокая эмоциональность (что, увы, не означает «высоких» эмоций), вспыльчивость и агрессивность - как правило, по отношению к тем, кто не принадлежит к их небольшой группе, будь то объединение по национальном, религиозным или иным мотивам. Иногда агрессивность искусственно подавляется религиозными предписаниями или сложившимися культурными нормами, так что разрушительная энергия направляется внутрь человека. Отсюда тяга к ритуальным самоубийствам (как, например, в
Японии или Индии), жестоким развлечениям (коррида, бои гладиаторов и др.), публичным казням и так далее.
У высокопримативных личностей культура особо не востребована. Разве что массовая культура, где миллионы людей восхищается (либо стараются подражать) самым активным и непосредственным в проявлении своих животных страстей кумирам. Другой вариант современной массовой культуры - это песни и танцы, ведущими исполнителями в которых являются супервысокопримативные выходцы из Африки или подражающие им «бледнолицые» (но тоже достаточно инстинктивные).
Искусство в основном построено на описании различных страданий. К примеру, страданий самки по поду того, что ей не удается найти себе самца и продолжить род. Или самца ей найти удалось, но он под влиянием все того же инстинкта продолжения рода бегает по другим самкам, а она переживает. Или что-то подобное. Это, конечно, излишне циничный взгляд на искусство, но, по сути, так оно и есть. Зрителей необходимо вывести из состояния равновесия и дать им всласть попереживать - тогда они будут считать представление успешным.
Среднепримативные сообщества
Для них всё ещё характерно преобладание отношений и связей над законом, использование закона в личных целях и высокая коррумпированность. Последнее, в частности, лишь указывает на то, что у власти развивающегося сообщества всё ещё находятся высокопримативные представители правящих кланов. И пока их место не займут менее инстинктивные лидеры, картина не изменится.
Среднепримативное сообщество, на первый взгляд, не одобряет животное начало в поведении человека, поскольку к нему принято относить жестокость, грубость, невоздержанность в желаниях, обжорство, бесцеремонность, излишнюю сексуальную озабоченность, мстительность и другие не самые приятные качества. «Официально» считается, что люди должны руководствоваться в своём поведении нормами морали, нравственности и другими принятыми в этом обществе разумными правилами. Однако воображаемые идеалы (примечательно, что они всё же есть) часто расходятся с практической стороной жизни.
Представим себе группу женщин, обсуждающих молодую маму, очень привязанную к ребёнку и посвятившую ему все свои мысли и поступки: «Это хорошая мать, у нее силен материнский инстинкт. Такая мать - это образец для других! А вон идет плохая мать-карьеристка: она через два месяца после родов вручила малыша няньке/бабушке и сама пошла работать. Она что, совсем не думает о ребёнке, ну разве так можно?! А дамочка из третьего парадного просто чудовище, она
вообще не хочет иметь детей!» Знакомые стереотипы, не так ли? То есть, в целом быть животным нехорошо, но иметь такой инстинкт, как материнский - это замечательно!
В большой моде боевики, приключенческие ленты, фильмы о постапокалиптическом будущем. Всех героев, которыми среднепримативный зритель восхищается с экрана, объединяет факт, что их инстинкты и острота реакций просто зашкаливают, но при этом они обладают высоким интеллектом и нравственностью. Это отражает всю глубину внутреннего конфликта среднепримативного человека: его с одинаковой силой тянет и в
будущее, и в прошлое, - однако идея обладания всеми этими качествами одновременно попросту утопична.
Как же решается эта проблема? Очень просто. Среднепримативное сообщество постоянно расслаивается на тех, кто пробует идти вперёд (часто в силу возраста), и тех, кто предпочитает оставаться таким, как есть. Среди последних, кстати, очень велико увлечение «большим» спортом, который фактически построен на идее достижения победы любой ценой. Он тешит инстинкт выживания в форме борьбы за высшее место в спортивной иерархии, при этом не требуя от зрителя великолепной физической формы, которой у него уже нет (природа не заставляет его выживать, а поддерживать форму сознательно он ещё не привык).
Остановимся на этих и примерах и просто подытожим, что в реальности люди, уже неплохо образованные и заявляющие о себе как о существах, управляющих своею жизнью с помощью разума (homo sapiens - человек разумный), изо всех сил цепляются за инстинкты. Они поощряют и развивают своё животное начало, однако заявляют о необходимости жить разумно и осознанно. Впрочем, многие согласятся, что среди примеров инстинктивного поведения есть и положительные - например, склонность к гостеприимству и общению.
Низкопримативные сообщества
Низкопримативные люди искренне вежливы в общении и сдержанны в эмоциях. Для таких сообществ характерно признание прав любого человека на его свободу, уважение к любому человеку, толерантность и высокая ценность человеческой жизни (отсюда признание однополых браков). Построение семейных отношений основано на высокой степени личной свободы и уважении прав партнёра. У людей отсутствует бессознательное стремление быть членом какого-то сообщества, поэтому родственные связи довольно слабые (зато интеллектуальное родство и партнёрство ценится весьма высоко).
В подобных сообществах люди вообще не склонны собираться в большие толпы, поэтому более востребована культура для небольших групп людей. Произведения искусства могут быть абстрактными или философскими, не рассчитанными на массового зрителя. Показывать страдания тоже можно, но только очень тонкие, экзистенциальные. Приобщение к искусству практически вменяется человеку в обязанность, причём многие не только являются его «потребителями», но и «творцами» как профессионального, так и любительского уровня (ведь самовыражение так важно, когда есть что выражать).
Мировоззрение (и опыт) низкопримативного человека таково, что он привык опираться на собственные силы и на научные знания. Потребность в религии невысока: её место занимают поиски истинной духовности и собственной философии. Многие обнаруживают тягу к буддистской этике и образу жизни (вегетарианское питание, медитации и многие другие полезные вещи). Кроме того, низкопримативные сообщества мыслят глобально: активно занимаются вопросами защиты окружающей среды, создают фонды поддержки талантливых людей и строят прогнозы на будущее.
Источник