Как работает дополненная реальность?

Nov 17, 2014 16:15

.


Простой пример идеи изображён ещё в фильме «Терминатор»: гость из будущего мог видеть текстовую информацию о любых предметах на своём пути. Но сегодня нам этого уже недостаточно: скоро у нас будет возможность дополнить свой «интерфейс» мультимедиа-форматом, личным органайзером, доступом к персональным электронным визиткам или биркам товаров, картам местности и многому другому. Сегодня мы расскажем, с чего всё началось и как самые смелые мечты футурологов воплощаются в реальность.

Дополненная реальность (augmented reality, AR) - это результат введения в трёхмерное поле восприятия человека различных виртуальных данных, которые воспринимаются как элементы реального мира. Их цель - дополнить сведения об окружении и улучшить восприятие информации (хотя на практике вряд ли удастся обойтись без откровенной рекламы, отвлекающей внимание и мешающей сосредоточиться).

Сам термин «дополненная реальность», по всей вилимости, был предложен исследователем корпорации «Boeing» Томом Коделом (Tom Caudell) в 1990 году. Иногда в качестве синонимов используют термины «расширенная реальность», «улучшенная реальность», «обогащённая реальность», «увеличенная реальность».



Мобильные технологии



Существует множество программных продуктов для мобильных устройств, которые позволяют при помощи дополненной реальности получить необходимые сведения об окружении: браузеры дополненной реальности (Wikitude, Layar, blippAR и другие), а также специализированные программы для отдельных сервисов, компаний или даже единственных моделей.

Спрос на технологии расширенной реальности и их нарастающая известность среди потребителей связаны с тем, что вычислительная мощность и набор датчиков в аппаратных платформах для смартфонов и планшетов позволяют производить наложение любых цифровых данных на изображение, получаемое в реальном времени со встроенных в устройства камер. Часть решений в этой области уже воплощается в виде нательных компьютеров для постоянного контакта со средой дополненной реальности.

Корпорация Google в настоящий момент работает над гарнитурой «Project Glass», которая даст обладателю возможность пользоваться картами, социальной сетью и другими прелестями без телефона. Аналогичные разработки ведут и другие крупные компании (включая Vuzix со смарт-очками «Smart Glasses M100», Canon с AR-очками для профессиональных дизайнеров «MREAL» и многими начинающими компаниями).

Медицина



Уже сегодня в лапароскопических операциях изображение на эндоскопе дополняется изображением, полученным во время интраоперативной ангиографии. Для непосвящённого звучит замысловато, поэтому скажем проще: такой эффект дополненной реальности позволяет хирургу точно знать, где находится опухоль внутри органа и таким образом минимизировать потери здоровой ткани органа пациента во время операции по удалению опухоли.

Ещё одна разработка учёных, пока не доведённая до массового производства, призвана оказать помощь людям с плохим зрением. Бионические контактные линзы может иметь и множество иных применений, от возможности «видеть» в трудно воспринимаемых зонах (в темноте, в тумане, в большом объёме пёстрых деталей и т.д.) до индустрии видеоигр. Устройство будет иметь вид обычной контактной линзы с включениями функциональных электронных схем и инфракрасной подсветки для создания виртуального дисплея. Умное устройство также планируют оснастить беспроводной связью, радиочастотной передачей электроэнергии и солнечными батареями.

Компьютерные игры и спорт



Существуют компьютерные игры, производящие обработку видеосигнала с камеры и накладывающие на изображение окружающего мира дополнительные элементы. Например, в 2004 году была выпущена игра для мобильных телефонов с названием «Mosquitos», отображающая на экране телефона изображение с расположенной позади него камеры, с наложенными на это изображение прицелом и огромными комарами, от которых должен был «отстреливаться» игрок. В современном мире игры дополненной реальности уже успели получить широкое распространение на смартфонах и планшетах, а также игровых консолях.

Среди наиболее распространенных сегодняшних примеров дополнения воспринимаемой реальности в спорте - параллельная лицевой цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока к воротам при показе по телевидению футбольных матчей, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, «нарисованная» траектория полета шайбы во время хоккейного матча и так далее.

Полиграфия и маркетинг



На Западе расширенная реальность активно используется в печатной индустрии благодаря распространению браузеров дополненной реальности, о которых мы упоминали ранее. В газеты, буклеты, проспекты, журналы и даже географические карты помещаются изображения, служащие метками для визуализации цифровых объектов в нужном месте. В роли дополняющей информации может выступать текст, изображения, видео, звук или трёхмерные объекты, статичные или анимированные - иными словами, абсолютно любые цифровые данные. С помощью установленных на планшеты и смартфоны браузеров пользователи сканируют метки, получая доступ к заложенному контенту.

В периодических изданиях дополненная реальность чаще всего используется в качестве привлекающего внимание аудитории маркетингового инструмента. Однако встречаются проекты, направленные и на решение социальных задач: например, по инициативе редакции японской газеты «Tokyo Shimbun» все тексты при помощи мобильных устройств адаптируются для детского восприятия. Смысл в том, чтобы создать общее информационное поле для детей и их родителей, что должно способствовать укреплению связей в семье.

Военная техника



В современных боевых самолетах и вертолетах часто используется индикация на лобовом стекле или на шлеме пилота - как, например, концепт со спартанским названием «F-35». Наложенное изображение предоставляет пилоту наиболее важную информацию прямо на фоне наблюдаемой им обстановки, не отвлекаясь на основную приборную панель. Это позволяет, например, сэкономить драгоценные секунды во время маневренного воздушного боя. Многие подобные системы даже позволяют указывать направление и цель поворотом головы или движениями глазных яблок.

В будущем стоит ожидать применения технологий дополненной реальности практически в любом транспортном средстве: персональном, городском и даже космическом. Хотя, по мнению инженеров, это будет скорее дополнительная опция - ведь управлять средствами передвижения будет компьютеризованный автопилот или «внешний» диспетчер.

Источник

Реклама, Социум, Транспорт, Медицина, Гаджеты, Развлечения, Компьютер, Будущее

Previous post Next post
Up