.
«Замечено, что почти все животные, будь то водяные, воздушные или наземные, совершенно очевидно впадают в состояние сна», - писал Аристотель в своем трактате «О сне и бодрствовании». Но куда отправляются братья наши меньшие в своих сновидениях?
Джейсон Голдмэн, аспирант Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), изучает эволюционную психологию человека и животных. Молодой учёный рассказал, что на сегодняшний день существует два основных способа заглянуть в сознание спящих кошек, птиц и других живых существ. Первый метод - это наблюдение за физическим поведением животных во время различных фаз цикла «сон-бодрствование». Второй - выяснить, работает ли их мозг в состоянии сна аналогично тому, как в этом состоянии функционирует наш мозг.
Ещё со школьных уроков биологии мы знаем, что во время сна мозг проходит через несколько периодов с разным уровнем активности. Один из них, с относительно пониженной активностью, получил название медленного сна. Второй, во время которого активность мозга практически такая же, как во время бодрствования, был назван быстрой фазой, или REM-фазой (от англ. REM - rapid eye movement, быстрые движения глаз). В это время спинной мозг посылает мощные тормозные импульсы, парализуя всё наше тело и лишая возможности шевелиться, говорить или кричать.
Однако в соответствии с Международной классификацией расстройств сна (МКРС), «во время сна люди могут наносить удары кулаками, лягаться, вскакивать с постели и даже бегать. Подобные проявления обычно согласуются с описываемыми после пробуждения сновидениями». Для таких людей (и тех, кто спит рядом с ними) травмы - не редкость, а уж о массе опасностей, подстерегающих «лунатиков», и говорить не приходится.
Всё тот же греческий философ, упомянутый нами ранее, в «Истории животных» утверждал, что поскольку собаки иногда лают во сне, это значит, что они видят сны. Серьёзно этим вопросом заинтересовались в 60-тых годах: блокируя нейроны, отправляющие в спинной мозг приказ парализовать все мускулы, учёные могли свободно наблюдать за действиями кошками и собаками в процессе сновидений. Оказалось, что животным снятся действия, обычно совершаемые ими в состоянии бодрствования. Они высматривают воображаемую добычу и атакуют её, защищают свою территорию и убегают от невидимых врагов и т.д.
Впрочем, наблюдения за движениями спящих - не единственный способ заглянуть в их сны. Сегодня у исследователей больше возможностей для изучения электрических и химических процессов, происходящих в клетках головного мозга животных, без какого-либо вреда для них. Учёные из Массачусетского технологического института, Кенуэй Луис и Мэтью Уилсон, записали активность нейронов гиппокампа крыс. Эта часть мозга принимает участие в механизмах формирования эмоций и консолидации памяти. Сравнив активность одних и тех же нейронов во время бодрствования, когда крысы бегали по лабиринту, и во время сна, учёные практически не нашли отличий. Иными словами, во сне крысы мысленно бегали по знакомому им лабиринту - и даже не составляло труда определить точное месторасположение спящего грызуна в его закоулках.
Биологи из Чикагского университета, Эмиш Дэйв и Дэниел Марголиаш, обнаружили нечто подобное при изучении мозга зебровых амадин. Эти пернатые рождается без генетически заложенных моделей пения: свои мелодии им приходится разучивать. Когда птицы бодрствовали, особые нейроны robutus archistriatalis в части их переднего мозга приходили в возбуждение, реагируя на отдельные трели. Учёные научились определять, какие именно клетки отвечают за ту или иную ноту, и смогли реконструировать всю песню целиком от начала до конца. Затем они исследовали электрическую активность мозга спящих амадин и пришли к выводу, что во сне птицы громко, нота за нотой, репетируют свои «арии»!
Но осознают ли крысы, что мысленно бегают по своим лабиринтам, находясь в состоянии сна? Догадываются ли пернатые, что во сне оттачивают мастерство пения? На эти вопросы пока трудно ответить - ведь даже люди крайне редко понимают во сне, что спят, каким бы абсурдным и неправдоподобным ни был сюжет - это обнаруживается только после пробуждения. Хотя надо признать, что мы пока единственные, кто после некоторой тренировки способен осознать себя внутри собственного сновидения и начать им
управлять по своему усмотрению.
Источник