.
Патологиическое накопительство - вид навязчивого поведения, заключающегося в собирании и хранении ненужных, не используемых вещей (чаще всего предметов домашнего обихода) в настолько больших количествах, что они препятствуют использованию мебели и самих помещений по прямому назначению. Можно услышать и другие названия этого расстройства: силлогомания по-научному, «мшелоимство» в церковнославянском языке или «синдром Плюшкина» в народе.
Подверженные данному расстройству люди рационализируют своё поведение и считают его нормальным даже при крайней степени выраженности - когда они не могут свободно перемещаться по жилищу, комфортно принимать пищу, пользоваться сантехникой, отдыхать: из-за обилия хлама места не остаётся ни на полу, ни на кровати, ни на столе, ни в санузле, и даже на стенах развешаны пакеты с вещами… Некоторые больные предпочитают спать вне дома - в машине или во дворе, потому что всевозможное барахло буквально «выселило» их из дома.
Насколько это недостойный человека образ жизни - судите сами. Но проблема не только в этом: в такой обстановке не может быть и речи о том, чтобы воспитывать детей. Кроме того, санитарное состояние помещений даже представить себе трудно, а вероятность не добраться до выхода во время пожара вообще приближается к 100%.
Причины накопительства
Патологическое накопительство, иногда до крайней степени жадности, может быть вызвано недостатком материального внимания в детстве. Как и шопоголизм, «мшелоимство» является острым пристрастием к вещам. Но если в безудержный «покупатель» недооценивает потраченные деньги и радуется только вещам (правда, недолго), то для «Плюшкина» не столько важны вещи, сколько их потенциальная стоимость и их успокаивающее « присутствие».
Во многих случаях склонность к патологическому накопительству появляется в связи с серьёзными жизненными потрясениями - такими как развод, тяжелая болезнь или смерть близкого человека. Обычно это служит поводом хранить вещи близкого человека, но постепенно навязчивое накопительство начинает охватывать и другие предметы, отчего мания принимает угрожающий характер.
Часто первым шагом к накопительству становятся «халявные» вещи, которые достаются легко и даже случайно - например, если человек что-нибудь нашёл, получил в подарок или очень дёшево приобрёл за символическую цену. Психологически это ощущается как чистая выгода - обретение пусть и малоценного, но вроде бы не совсем бесполезного предмета при отсутствии затрат. Затраты на хранение при этом не учитываются (но в сельской местности, например, этому способствует наличие просторных сараев, чердаков и и т. п.)
Дефицит советского периода тоже в некотором роде формировал подход к накопительству - с целью разобрать старые вещи и использовать хорошие детали в конструировании (для этого даже выходили журналы «Сделай сам», «Моделист-конструктор» и пр.) В наши же времена сохранённые предметы редко ремонтируются или вновь используются, поскольку многие даже не представляют себе, что с ними делать. Да и зачем? - Живём в расцвет эпохи потребительства и устаревания вещей…
Признаки патологии в хранении старых вещей
Психологи выделяют пять этапов развития патологического накопительства, поэтому поначалу не всегда просто понять, превращается ли человек в «накопителя» или нет. У большинства из нас наверняка есть кладовка, антресоль, балкон - там, в куче коробок и кульков, хранится множество разных вещей, и это нормально. А вот в каких случаях стоит начать беспокоиться?
Во-первых, если ваши «запасы на всяких пожарный» просто свалены в кучу без разбора и сортировки, а вы не точно не представляете себе, что и где лежит - вы уже в числе «жадин». То же самое можно сказать о сломанных бытовых приборах, недошитой или распоротой одежде, требующих ремонта бытовых вещах - если уж вы столько времени обходились без этого хлама, значит на самом деле он вам и не нужен. Но дело поправимо. Возможно, вы просто очень заняты в последнее время и никак не проведёте
генеральную уборку?
Во-вторых, одержимый патологическим накопительством человек крайне трепетно относится к своим вещам. Он испытывает душевные муки при мысли о том, чтобы выбросить сущую мелочь - газету, полиэтиленовый пакет, давно устаревшие рекламные листовки… Им тяжело расставаться со своим добром даже в том случае, если оно действительно пригодится другому человеку, просящему об этом. Всё это так же может быть проявлением диспозофобии - боязни выбрасывать вещи.
Коллекционирование животных
Но вещи - это ещё полбеды. В Калифорнии прошла операция по вызволению тысячи крыс из дома мужчины, страдающего патологическим накопительством. Всех грызунов больной искренне считал своими питомцами, которые свободно и чрезвычайно быстро размножались, буквально наводнив его жилище. Надо было смотреть под ноги, чтобы не наступить на них. Хвостатых «питомцев» временно разместили в одном из зоомагазинов, а затем начали раздавать всем желающим.
Таким же образом «Плюшкины» содержат десятки кошек, собак, кроликов, птиц и другой живности. На законодательном уровне это расценивается как жестокое обращение с животными, однако это не верно. Патологическое накопительство животных можно охарактеризовать скорее как симптом психического расстройства, при котором больные глубоко привязаны к своим питомцам. Собиратели склонны верить, что они обеспечивают своих питомцев достаточным уходом и не в силах понять, что животные страдают от тесноты, недостатка еды и воды, плохой санитарии.
Для объяснения поведения собирателей животных была предложена модель расстройства привязанности. Его могут вызвать плохие отношения с родителями и физическое насилие в детстве, а так же глубокое разочарование в возлюбленных или людях вообще. Такой человек не способен сформировать близкие отношения с другими людьми в зрелом возрасте (или не желает этого, если он закоренелый мизантроп). В результате страдающий от расстройства привязанности может обратиться за общением к животным.
Опубликовал
здесь