Какие бизнес-тренинги только вредят?

Feb 18, 2013 18:47

.


Многие наши бизнесмены, менеджеры и простые офисные сотрудники были бы глубоко шокированы тезисом о том, что предприятие может существовать не ради повышения нормы прибыли, а ради чего-то иного, - так же как человек живёт не ради того, чтобы дышать, а, напротив, дышит ради того, чтобы жить. Не менее шокирующим для них будет и то утверждение, что управление, собственно говоря, только и начинается, когда объектом внимания становятся отношения между людьми и перипетии внутренней духовной жизни человека.

А ведь это утверждение стало банальностью для лидеров западного бизнеса ещё с 50-х годов прошлого века. Западные философы бизнеса давно обсуждают закат «общества потребления» - когда насыщенность и осмысленность жизни становится важнее удовлетворения мнимых потребностей. Во всём мире большое значение приобретает привнесение духовной культуры в деятельность корпораций - в Индии, Бразилии, Китае, не говоря уже о цивилизованной Европе. Люди с увлечением изучают древние культуры, обсуждают с психоаналитиками все грани своих взаимоотношений с коллегами и работают не столько ради денег, сколько из заинтересованности участия в общем деле.

У нас же говорят о траекториях своего движения исключительно в «обществе потребления», стратегиях потребления, потребительских мечтах… одним словом, про производство для потребления и про потребление ради потребления. Именно на этом принципе уже не одно десятилетие строят свою деятельность многие фирмы на территории бывшего Союза.



Четыре поколения бизнес-тренингов

Непросвещённый офисный планктон с энтузиазмом берётся выполнять всё, что находит под заголовком «бизнес-тренинг». Если написано, что нужно ещё меньше спать и ещё больше работать - значит, надо становиться «эффективнее». Если написано, что нужно быть стрессоустойчивым - значит, надо игнорировать любые протесты своей психики и капать в чай успокоительное. А если говорят, что важно быть лидером - значит, надо себя перевоспитывать и «усовершенствовать», даже если тогда будет вообще некому играть в команде…

Не нужно верить всему, что «плавает и не тонет» на просторах интернета и книжных полках магазинов. О том, к каким тренингам стоит прислушаться, а о каких давно пора забыть, рассказывает член Лондонского общества экзистенциального анализа и руководитель совета из Международной Школы экзистенциального консультирования «МИЭК» Есельсон С. Б.

Сегодня в мире при подготовке персонала и развитии корпоративной культуры используются тренинги четырёх поколений. Первое поколение тренингов - развитие навыка, тренировка частичного человека, человека-функции. В марксизме такое существование человека называли отчуждённым, в его усугублении усматривали основу всех социальных потрясений, революций XIX-XX столетий. На предприятиях «третьего мира» и наиболее отсталых «грандах» мирового бизнеса такие тренинги сегодня в ходу.

Тренинги второго поколения - наследие эпохи 50-70-тых годов, эпохи доктрины «человеческих отношений». В этих тренингах человеку вменяются стандарты «уверенного дружелюбного поведения». Требуется налаживать и поддерживать отношения считается важнее ценности решения какого-нибудь текущего рабочего вопроса. Дейл Карнеги в своё время был библией для адептов тренингов второго поколения. Они более всего укоренились на фирмах, оказывающих какие-либо услуги населению, но и там к сегодняшнему дню сходят на нет. Когда спрашиваешь «почему», то западные бизнес-эксперты отвечают, что «они не прошли испытания на глубину и искренность в человеческих отношениях». И именно тренинги первого и второго поколения наводнили Россию!

Тренинги третьего поколения пришли в мир в 70-тые. Это были тренинги человеческого самоопределения, в которых с помощью видеотехники и тренинговой группы перед человеком открывалась возможность увидеть, как выглядит со стороны его поведение, каков он в глазах других людей - открывалась возможность принять решение начать менять своё поведение или оставить всё по-прежнему. Здесь человеку ничего не навязывается в качестве корпоративного стандарта. Здесь человек сам выбирает, каким ему быть, сам выстраивает свои отношения с коллегами и сам несёт ответственность за следствия и последствия собственных выборов. Такие тренинги сегодня наиболее распространены в корпорациях-лидерах.

Однако мир стремительно меняется. На смену им уже пришли тренинги четвёртого поколения (хотя правильнее их не называть тренингами, то есть тренировками, а найти для них какое-нибудь новое название). Это занятия, в которых человек осваивает некоторую философию жизни, исходя из неё осмысливает своё место в мире, свою работу, самоопределяется, строит отношения со своими коллегами.

Как организовать перспективный бизнес?

Трудно поверить, но ответ на этот вопрос находится в совершенно «древней», но по-прежнему актуальной книге 1986 года выпуска: «В поисках эффективного управления» (Т. Питерс и Р. Уотермен). Книга представляет собой отчёт одной из ведущих в мире консалтинговых корпораций «Маккинси» о глобальном сравнительном исследовании организации жизнедеятельности в ведущих на начало-середину 80-х компаний мира и компаний, которые начали отставать (былых лидеров). Выделено было 8 факторов организации жизни:

1. Немедленная и каждый раз особенная реакция на возникающие проблемы. В таких компаниях часто создают временные творческие коллективы и создают для них творческие условия.

2. Большое внимание работе с клиентами. Всё время изобретаются новые сервисы. Исповедаются принципы: клиенту в нашей компании должно быть хорошо и интересно

3. Всячески поддерживается самостоятельность, энтузиазм, предприимчивость сотрудников.

4. Производительность труда в первую очередь зависит от взаимоотношений в коллективе, от атмосферы, от общей (и начальников, и подчинённых) заинтересованности в общем деле. От менеджеров требуют, в первую очередь, создавать и поддерживать такую атмосферу.

5. У компании должна быть своя миссия в мире, в соответствии с которой сотрудниками осмысливается и итоги её деятельности и своё собственное пребывание в компании. Эта «миссия» - не выдуманная и навязываемая менеджерами своим работникам малопонятный и ни к чему не обязывающий лозунг. Миссия - плод постоянного обсуждения людьми в компании вопроса: «Моё место в этом мире? В чём смысл моей работы?» Время от времени миссия переосмысливается.

6. У компании должно быть одно своё основное дело, которое хорошо изучено. Те, кто так диверсифицируется, что у них много равномощных бизнесов, - неизменно отстают.

7. Руководители не возносятся над подчинёнными. Управленческая структура очень проста и немногочисленна. Кабинеты маленькие. В одежде нет кичливого богатства.

8. Большая автономность подразделений компании. Гибкость организационной структуры. Создание временных подразделений.

Недавний мониторинг Томаса Питерса показал, что на сегодня у ведущих корпораций мира все эти тенденции сохранились и усугубились. При этом ещё более значимыми стали гибкость и креативность. Там всё время придумывают что-то новое, даже если старое было вполне хорошо.

Делайте выводы, леди и джентельмены! Современная реальность такова, что невозможно преуспеть в бизнесе с помощью бездумного подражания и «дрессировки» сотрудников. Нужно начинать практиковать тренинги третьего и четвёртого поколения - давно пришла пора строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями, а не в соответствии с ориентирами потребительского общества.

Опубликовал здесь

Психология, Офис, Бизнес, Социум, Полезные советы, Безобразия

Previous post Next post
Up