Питер МакФарлайн (Peter McFarlane) - самобытный канадский художник, избравший «холстом» для своего зелёного творчества старые материнские платы и другой металлолом. Его «ископаемые» картины напоминают о том, что технологии возрастом всего несколько лет в наш век перемен уже считаются безнадежно устаревшими - почти что динозаврами среди ультрасовременной техники.
«Когда я был ещё подростком, я решил подработать и нашёл место рабочего на сборочной линии на заводе. Этот опыт, это первое близкое соприкосновение с технологиями, оказали на меня глубокое впечатление - скорее негативное.
Мои ранние работы, созданные ещё в школьные годы, полны недоверия к таким фабрикам и их продукции, символизировали их бесчеловечность и отступление от природы. И всё же, несмотря на скептическое (на тот момент) отношение к технологиям, я должен признать огромное значение этого «хлама» в моей творческой эволюции.
Став постарше, я проникся вопросами защиты окружающей среды: меня начало интересовать то, как моё искусство влияет на углеродный след человечества. Моя страсть к утилизации ненужных вещей и вылазки в этих целях на свалку постепенно разгоралась.
В развивающихся странах большая часть отходов используется снова, чего не скажешь о преуспевающей Канаде: здесь к так называемому мусору всё ещё относятся с презрением - таковы идеалы современного среднего класса. Когда я слышу, как какие-то вещи называют отходами, я понимаю: у людей просто не развито воображение.
В результате различные объекты, бывшие перед тем в употреблении, используются в основе моей работы последние три десятилетия. Большая часть коллекции материалов - это «подарки» от друзей и сторонников, интересующихся экологией и процессом моего творчества.
Другая половина сырья поступает со свалки и из мусорных контейнеров: как ворона, я охочусь на разные блестящие металлические штуковины! Всё, с чем я сталкиваюсь, представляет возможности для моего искусства, во всём я вижу потенциал. Самая маленькая прядь проволоки может иметь смысл, если её правильно разместить.
Мои пейзажи на материнских платах начали появляться ещё в начале 1990-х годов, когда я работал консультантом по продаже компьютеров. Я был потрясен увиденным: предложение превышало спрос, и потому старые модели стремительно отправлялись покупателями на свалку - чтобы магазин мог продавать ещё и ещё.
Меня переполнила решимость найти способ продлить жизнь компьютерных технологий, но это не слепой оптимизм. Я рассматриваю эти работы, в частности, как попытку замедлить процесс устаревания и выбрасывания электроники - хотя бы символически.
Моя цель заключается в создании ярких, интересных изображений из нетрадиционных материалов, что позволяет выразить свои идеи и личную философию. При всей, разнообразии и объёме новых и подержанных промышленных материалов или природных объектов, которые мне доступны, всё же именно материнские платы являются для меня идеальным современным «холстом» или «творческой платформой».
Платы являются неотъемлемой частью глобальной деревни и содержатся в столь многих наших товарах народного потребления, что мы уже почти во всём полагаемся на них - в быту, в бизнесе, медицине…
Каждая такая работа требует уникальных, зачастую трудных манипуляций, чтобы реализовать свой потенциал и превратиться из детали массового производства в арт-объект ручной работы. Повторное познание материалов позволяет создать универсальное, многослойное повествование, наполненное яркими, убедительными и «заразительными» образами.
Меня очаровывает процесс преобразования одной вещи в другую: появляется двузначность, напрашиваются различные метафоры - так возникает необходимость задуматься о своём образе жизни и сути вещей, которые нас окружают».
Опубликовал
здесь