Для того, чтобы составить представление о бессознательной части человеческой личности, недостаточно знакомства с одними лишь архетипами
Анимы и
Анимуса. Каждый человек скрывает под гладью сознания обратную, тёмную сторону своего «Я» - К. Г. Юнг назвал её Тенью. Подобно другим архетипам психики, сознание человека может быть невольно подчинено влиянию Тени: большинство людей не отдаёт себе отчёта в том, что происходящее в их жизни - не случайное стечение обстоятельств, а лишь проекция бессознательного.
Юнг считал этот архетип животным наследием человека - собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека. В процессе становления личности мы учимся понимать не только что есть хорошо, а что плохо - но и создаём определённый образ (Персону по Юнгу), которая наиболее успешно впишется в общество. Сформированная личность довольно часто отождествляет себя с Персоной - скажем, с образом успешного, порядочного и толерантного человека. И при этом всё внутреннее содержание, которое может разрушить этот образ, старательно игнорируется.
Эта теневая сторона личности вытесняется и подавляется до такой степени, что человек чаще всего даже не замечает свои негативные характеристики. А тем временем в его бессознательном сгущаются тучи, которые рано или поздно разразятся громом и могут лишить человека самоконтроля.
Однако, называя эту часть бессознательного Тенью, Юнг не собирался таким образом подчеркнуть лишь негативный характер архетипа. Поскольку «нет добра без зла» и нет «света без тени», эта часть личности служит противовесом для сознания - а, значит, и толчком внутреннего развития. Без Тени исчезло бы внутреннее противоречие, которое не позволяет Персоне превратится в застывшую
маску. Это подводит нас к тому, что без Тени человек не может быть целостным.
Как рождается Тень?
На заре человеческой цивилизации людьми правили естественные инстинкты, импульсы и законы и природы - они присущи и современному человеку. Однако мораль, этикет и прочие атрибуты развитого общества накладывают на большинство из них жёсткие ограничения. Конечно, мы можем с этим справиться - для этого и нужна Тень.
Она начинает активно формироваться в детстве, когда мнительные взрослые демонстрируют ребёнку азы неравенства и несправедливости этого мира. Например, если родитель поступает явно несправедливо по отношению к ребёнку, тот проявляет возмущение и
здоровую агрессию. Но вместо того, чтобы попросить прощения и по-человечески поговорить, взрослый может унизить, накричать, ударить или наказать ребёнка другим способом, посоветовав «закрыть рот» и «уважать старших».
Через некоторое время урок будет усвоен: ребёнок перестает выражать агрессию, хотя она всё равно возникает! Негативные переживания вытесняются в область бессознательно и формирует второе «Я». Сюда же будут отправлены на хранение все нереализованные желания и идеи, не получившие активного развития по тем или иным причинам («брось это - у тебя ничего не получится», «то, что я делаю, никто не оценит» и т. п.)
Как ведёт себя Тень?
Тень терпеливо ждёт своего часа - и когда мы раздражены, обижены или находимся под действием алкоголя, она подталкивает нас к действиям, которые в обычном состоянии никогда себе не позволим. Можно начать махать кулаками, жестоко обидеть близких, наговорить невероятных вещей, изменить своим принципам или второй половине, стащить шоколадку с прилавка или дать пинка попавшейся под ноги кошке. Потом становится очень стыдно, мы раскаиваемся и объясняем произошедшее тем, что «на нас нечто нашло».
И даже при том, что за некоторые поступки стоило бы стоять в углу три-четыре пожизненных срока, нельзя сказать что вся вина лежит на нас самих - ведь мы действовали словно полусне, когда Тень «подмяла» под себя рассудок и вырвалась из темницы подсознания. И пусть ненадолго - но делов уже успела натворить… Как писал Юнг, Тени присуще свойство навязчивости, властного овладения, упорное противодействие моральному контролю. Так что не совсем понятно, кому предъявлять претензии: ослабевшему сознанию, обнаглевшему бессознательному или, может, сказать спасибо всем, кто в своё время плохо обращался с ребёнком?
Тень постоянно напоминает нам о собственном бессилии и беспомощности перед кем-то или чем-то, заставляя сомневаться в себе. С одной стороны, это просто повторение сценария нашего детства, а с другой стороны - так Тени проще бороться за власть. Как Анимус или Анима, Тень тоже проецируется на окружающий мир и людей. Поэтому когда мы кого-то ненавидим, вполне может быть, что на самом деле нас раздражают наши собственные качества в других людях. Эти качества могут действительно в них присутствовать или того хуже - незаслуженно им приписываться. Но порой очень трудно убедить человека, что проблема не в окружающих - а в том, что он сам «отбрасывает длинную тень».
Но что же мы всё о плохом? Тень - это не только обратное отражение Эго, но и источник творчества. Уходя корнями в коллективное бессознательное, Тень может дать человеку доступ к информации или образам, которые не может получить его Эго и уж тем более Персона.
Сильная и слабая тень
Иногда Тень и Персона спокойно сосуществуют человеке, мирно разделив территорию и не особенно мешая друг другу. Но Тень коварна! Поначалу человек просто разрешает себе иметь недостатки - ну нравится ему есть тортики в три часа ночи или лень держать данное кому-то слово… Но от этого воля ослабевает - а Тень только того и ждёт. Поэтому Юнг писал, что «человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь».
Однако «чем светлее свет, тем темнее тень», - продолжает психоаналитик. Чем сильнее мы подавляем тень, тем больше места она занимает в нашем бессознательном («в тихом омуте черти водятся»). Поэтому самое главное «не перекармливать и не морить голодом» свою Тень, а найти способ мирного существования - прежде всего, осознать её присутствие. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим», - советует Юнг.
Опубликовал
здесь