Рост цен на уран, отмечающийся в последние годы, не мог не сказаться на аппетитах корпораций, стремящихся получить доход за счёт использования недр планеты. Одно за другим сыпались ходотайства о возобновлении старых и открытии новых шахт на территориях, прилегающих к национальному парку «Гранд-Каньон» в штате Аризона. Большой Каньон был занесён в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО ещё в 1979 году, но коммерсантов это не особенно волновало - ведь именно на этих охраняемых территориях содержится наиболее насыщенная ураном руда в Северной Америке. Однако Министерство внутренних дел США наложило «вето» на эту идею.
Большой Каньон - не просто интересный геологический объект. Он живое воплощение хода времени на Земле: 65 миллионов лет назад на этом самом месте - тогда ещё равнине - текла река, которую мы называем Колорадо (в переводе с испанского «красная»). Движение земной коры привело к подъёму всего плато, что изменило угол наклона и скорость течения реки.
Вода стала «точить камень», сначала размыв рыхлые известняки на поверхности, а затем пробивая себе дорогу во всё более древних породах - песчаниках и сланцах.
Примерно 5-6 миллионов лет назад поток добрался до твёрдых и наиболее старых гранитов на глубине 1600 метров, которые очень медленно, но всё же поддаются напору воды. С тех пор Большой Каньон остался практически неизменным, и видавшая виды река Колорадо, порой мутная и бурлящая, несёт по широкому ущелью настоящие «подводные камни» - от песка, глины и гальки до огромных булыжников, скатывающихся по дну.
Большой Каньон является одним из немногих мест на Земле, где перед учёными открывается огромная, прекрасно сохранившаяся и развёрнутая на страницах сразу четырёх геологических эпох каменная летопись развития живой природы - от древности до наших дней.
Современное биоразнообразие национального парка «Гранд-Каньон» представлено разными «высотными» зонами. Дно ущелья являет собой типично мексиканский ландшафт: здесь нашли свой дом кактусы, юкки и агавы. Выше поднимается полоса лиственных деревьев - старых дубов, ив и берёз. Над ней раскидываются пышные хвойные кроны сосен и можжевельников.
Фауна этой области весьма богата птицами (около 100 видов), редкими млекопитающими (всего 60 видов) и рыбой - здесь обитает горбатый голавль (gila cypha), требующий особой защиты по данным Международного союза охраны природы.
Войну с недродобытчиками за всё это общемировое богатство «зелёные» активисты различных американских общественных организаций начали ещё в 2008 году. В США проводились публичные акции, экологи штурмовали пороги федерального суда. Такое давление на администрацию президента США привело к долгожданному результату: в октябре 2011 года был введён двадцатилетний запрет на урановые разработки на территории 4 тысяч квадратных километров общественных земель вокруг национального парка.
Общественная организация «Центр биологического разнообразия» так комментирует эту победу «зелёных»: «Урановые рудники неизбежно отравили бы родники, ручьи и всю водную артерию Колорадо - это пагубно сказалось бы на большом количестве видов диких животных и экосистемах в целом. К счастью, вступивший в силу мораторий на разработку новых шахт служит надёжной законодательной преградой любым попыткам оживить старые рудники».
Вероятно, правительство США так осознаёт, что нельзя давать бизнесу даже слабой надежды и возможности поднять руку на защищаемую территорию, тем более «национальный парк». Иначе та же участь достаточно быстро постигла бы другие заповедники. Но и вечно бдительные экологи, как всегда, будут на посту - чтобы гарантировать безопасность самых уникальных уголков нашей планеты.
Опубликовал
здесь