Еврейская история: -из Испании -в Америку

Jul 06, 2013 13:33

Оригинал взят у gluc_smisila в Еврейская история: -из Испании -в Америку
(ничего личного - просто история для любопытных)

Рефератик

Рефератик№2.-(натыркано по просторам ИНЕТа...)
Еврейская история: -из Испании -в Америку
( (с)...глобализация идет со времен изгнания евреев из Испании и открытия ими Нового Света - с 1492 года...)

-данные-из инета...-отовсюду понемногу:))))
Положение евреев. В 12-13 вв.

.....христиане с терпимостью относились к еврейской и исламской культуре. Но к концу 13 в. и на протяжении 14 в. их мирное сосуществование было нарушено. Растущая волна антисемитизма достигла пика во время массовой резни евреев в 1391.
Хотя в 13 в. евреи составляли менее 2% населения Испании, они играли важную роль в материальной и духовной жизни общества. Тем не менее евреи жили обособленно от христианского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Сегрегации способствовали христианские власти, предписывавшие выделять евреям в городах особые кварталы - альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера еврейский квартал был отделен стеной с воротами.
Еврейским общинам предоставлялась значительная самостоятельность в управлении собственными делами. В среде евреев, как и в среде горожан-христиан, постепенно выделялись зажиточные семьи, приобретавшие большое влияние. Несмотря на политические, социальные и экономические ограничения, еврейские ученые внесли большой вклад в развитие испанского общества и культуры. Благодаря прекрасному знанию иностранных языков они выполняли дипломатические поручения и христиан, и мусульман. Евреи сыграли ключевую роль в распространении достижений греческих и арабских ученых в Испании и других странах Западной Европы.
Тем не менее в конце 14 - начале 15 вв. евреи подвергались жестоким преследованиям. Многие были насильственно обращены в христианство, превратившись в конверсос. Однако конверсос часто оставались жить в городских еврейских общинах и продолжали заниматься традиционными для евреев занятиями. Ситуация осложнялась и тем, что немало конверсос, разбогатев, проникли в среду олигархии таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.
В 1478 была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру.
От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тыс. человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианство.

(рис.Великий Инквизитор Испании Томас де Торквемада)

ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОЙ ИСПАНИИ

Евреи Испании владели многими профессиями. Они были земледельцами и виноградарями, ювелирами и портными, сапожниками и парикмахерами. Среди них были мелкие торговцы и крупные купцы. Испанские евреи занимались и светскими науками: медициной, астрономией, математикой. Многие евреи получали всестороннее образование, часто путешествовали и занимали высокое положение в новом обществе. Многие говорили на нескольких языках. Евреи служили послами и переводчиками, выполняли коммерческие и дипломатические поручения в отдаленных странах. Многие заслужили признание как выдающиеся врачи.

Одним словом, для евреев наступил настоящий золотой век. В стране был открыт ряд еврейских школ. Евреи Кордовы
приняли в свою среду ученых из Вавилонии, привезших с собой копии Талмуда. Учителя из этой далекой страны познакомили испанских евреев с вавилонскими традициями изучения и толкования Закона. Главой новой академии-иешивы в Кордове стал Моше бен Ханох, выдающийся ученый из Вавилонии.

(Старая синагога в Толедо (построена около 1200 года)
служила синагогой в течение двухсот лет, пока не превратилась в 1405 году
в церковь Санта Мария ла Бланка. )
Золотой век - это название периода процветания евреев в Испании в средние века (период или эпоха комментариев).
Эта эпоха является важным временным отрезком в духовной жизни евреев, когда процветала поэзия, философия и комментирование священных книг.
Начиная с девятого столетия и заканчивая тринадцатым Испания была пристанищем для евреев, и, призывая евреев, наслаждалась экономическим благосостоянием и культурным процветанием.

С завоеванием Испании христианами

изменилось отношение к евреям и их положение начало ухудшаться.
Евреи подвергались преследованиям: их заставляли креститься, а тех, кто отказывался, сжигали на костре.

Евреев, жертв насильственного крещения в Испании называли "марранами" (видимо, презрительно; ср. со староисп. marrano - "свинья")

Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали иудеи (марраны) и мусульмане (мориски).

По официальным данным, в 1481-1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь "еретиков") погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб).
В 1492 году был объявлен указ об изгнании всех испанских евреев

...описание одним из приходских священников изгнания евреев из Испании
"Они произнесли прощальные молитвы в своих синагогах и на могилах предков, после чего покинули землю, где родились, И старики, и молодые уходили пешком, на телегах, на телегах, верхом на ослах и мулах (...) шли по дорогам и полям, падали и умирали, женщины рожали по дороге, и всем им было очень плохо (...) раввины подбадривали их, уговаривали женщин и детей петь, бить в барабаны и в бубны (...) так они и ушли"
Последние корабли с евреями, которые один хроникер назвал "флотилией скорби", отчалили от берегов Испании 2 августа 1492 года.
А на утро отчалила "флотилия надежды"
- три каравеллы адмирала Христофора Колумба, - отправившая на поиски Нового света славы и богатства для королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

В дневнике Колумба есть запись и о том, что евреям будет строжайше запрещено селиться в тех странах, которые он откроет и присоединит к Испании

Тысячи еврейских беженцев попали в руки морских пиратов, продавших их работорговцам. Тысячи других умерли от голода и жажды или были убиты африканскими дикарями.
Около восьмидесяти тысяч евреев осели в соседней Португалии, полагаясь на короля Эммануила, оказавшего им покровительство. Но уже через пять лет под нажимом испанской церкви Эммануил тоже издал указ об изгнании евреев в обмен на руку принцессы Изабель, дочери Изабеллы и Фердинанда.
Всем взрослым евреям было приказано покинуть Португалию после того, как у них отобрали детей младше четырнадцати лет и насильно крестили, чтобы воспитать "настоящими христианами".
Когда же осиротевшие родители должны были покинуть эту страшную землю, оказалось, что корабли специально задерживали в гавани до тех пор, пока не истек отведенный евреям срок, и по истечении этого срока их насильно крестили и обратили в рабство.
Малая часть испанских евреев была радушно принята турецким султаном Байязидом, который, узнав об издании королевского эдикта в Испании, сказал: "Испанские короли просто сошли с ума".

Были и такие евреи, которые добрались до Голландии, потом вместе с голландскими колонистами попали в Бразилию, а оттуда двадцать три потомка испанских евреев добрались до острова Манхеттэн и снова открыли Америку. На сей раз для евреев.

Открытие Америки «по-еврейски»
http://www.migdal.ru/times/42/3616/
500-летие открытия Америки скрылось за пределами прошлого столетия, но приближается не менее значимый для ..евреев, повод:

в 2004 году .... отмечалось 350-летие еврейской истории США.

«Все говорят, что Америка прекрасная страна.
Нет для еврея ничего лучшего, как попасть в Америку»
И. Рот. "Иов".

Конечно, можно немного сдвинуть хронологическую планку и повести отсчет от Христофора Колумба, укрепив себя курьезным доводом: рано или поздно
обнаруживается, что многие великие люди - евреи(!!???-:))угу,хм…!)

Но реальные события, заложившие основу истории еврейской общины США, все-таки были связаны с первой, сефардской, волной иммиграции середины 17 в.: из зараженных инквизицией Испании и Португалии на берега Северной Америки вынесло небольшую группу испанских евреев-маранов.

В 1654 г. 23 еврея поселились в Новом Амстердаме - в голландской колонии Америки.

Губернатор Питер Стивесент предпринял попытку выставить «вероломную породу ненавистников и поругателей Христа» из своих владений.
Однако, стараниями еврейских акционеров Нидерландской Вест-Индской компании удалось выправить официальную бумагу, дозволяющую 23 беженцам оставаться в числе жителей Нового Амстердама.

В этом же году управление колонией перешло в руки англичан.
Они даровали поселению новое имя Нью-Йорк, а евреям - большую часть гражданских прав, в том числе и право иметь молитвенные дома. Так была открыта первая страница еврейской истории Северной Америки.

Во второй половине XVIII в. еврейские общины довольно сносно обустроились во всех колониях. В Нью-Йорке, Ньюпорте, Филадельфии, Саванне, Чарльстоне...
Но, их права - гражданские и религиозные - оставались такими же неубедительными, как и прежде. Законодательной соломинкой, послужившей первым мостиком в мир пока еще ограниченных, но все же возможностей, стал Парламентский указ 1740 г. В нем сообщалось, что евреи могут стать гражданами колоний после семи лет проживания, что, по крайней мере, позволяло на равных заняться торговлей. Некоторые в этом деле необычайно преуспели. Об Аароне Лопесе, первом еврее, получившем в Массачусетсе гражданство (1763 г.), говорили, что по размаху коммерции его, наверное, не превосходил ни один коммерсант Америки.
Потомки далеких Кардосо, Натанов, Барухов, Лазарусов, ныне известные и процветающие торговые и банкирские семьи, ведут свое начало от группы сефардских евреев - пионеров Америки.
Не всем, конечно, удавалось найти себя в «серьезном» бизнесе, многие были заняты в более прозаических профессиях: пекли хлеб, выращивали скот, шили одежду, изготавливали мебель...
К середине 18 ст. появляются первые синагоги. Нью-йоркская община «Шеарит Исраэль» уже в 1730 г. имела свою синагогу. В 1763 г. по проекту Питера Харисона была построена синагога в Ньюпорте, названная по имени первого раввина Исаака Туро. Во время Войны за независимость она служила местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айленда.

История донесла до нас имена тех, кто сражался на стороне Американской революции: полковника Френсиса Сальвадора, майора Бенджамина Нонеса, адьютанта Джейкоба Франкса. В американской армии воевало свыше 100 евреев-добровольцев. Были и те, кто не видел поля битвы, но роль их в войне невозможно переоценить: Хаим Соломон, польский еврей, оказал множество финансовых услуг и собрал для американского правительства огромную сумму денег; раввин Нью-Йорка Гершом Сейкес, призвал соплеменников не пожалеть своих домов и имущества во имя американской независимости; и многие-многие другие.
Во время Войны за независимость были заложены основы американской демократии. Американская конституция 1787 г. провозгласила, что «никогда не следует требовать принадлежности к какому-либо вероисповеданию, как необходимого условия для занятия какой-либо должности или для исполнения каких-либо общественных обязанностей».

В 1790 г. еврейская община Ньюпорта вручила только что избранному
первому президенту Джорджу Вашингтону письмо: «Лишенные ранее личных прав свободных граждан, мы обрели теперь правительство, избранное его величеством народом..., которое опирается на человеколюбие, взаимное доверие и общественный порядок».Д.Вашингтон был глубоко растроган и написал знаменитое письмо «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости в США:


«Пусть же дети рода Аврамова, поселившиеся на этой земле, и впредь заслуженно пользуются добрым к ним отношением со стороны других жителей, когда каждый сможет сидеть безопасно под собственной виноградной лозой и смоковницей, и ничто не будет угрожать ему».
Эти слова стали своего рода хартией вольности для всех американских евреев.
В период американской революции количество евреев, проживавших в Америке, не превышало 2,5 тысяч, к 1840 году их число увеличилось до 15 тысяч, а к 1880 г. - до 250 тысяч человек. Такой рост произошел на волне еврейской иммиграции из Германии. Немецкие евреи прибыли как раз перед «золотой лихорадкой» 1849 г., в Калифорнию отправились около 10 тыс. человек в поисках своего еврейского счастья. Многим удалось накопить средства на открытие небольшой лавки, некоторые (а чаще их дети) сумели поставить дело на широкую ногу. Адам Гимбель, начавший

(на фото памятник Колумбу в Нью-Йорке)

лоточником в долине Миссисипи, закончил свою карьеру основателем огромной сети магазинов Гимбеля. Натан Штраус, сын иммигранта, создал знаменитый «Мейсис» - крупнейшую сеть универмагов.
Во время Гражданской войны евреи выдвинулись в качестве банкиров,
подрядчиков, поставщиков обмундирования и амуниции для армии, и с 1860 г. они становятся значительной силой в американском бизнесе. Банкир Джозеф Зелигман возглавил казначейство страны, а Джейкоб Генри Шиф - крупную финансовую корпорацию. Широкая благотворительность стала основой деятельности многих еврейских организаций.

Представители этой волны иммиграции не обманулись в ожиданиях хорошей и спокойной жизни в США. Но вскоре перед ними встала новая проблема.

В 1880-е годы погромы, как лесные пожары, прошлись по восточно-европейским общинам. (???-?)

После прибытия в страну свыше 2-х миллионов беженцев из Восточной Европы между ними и четвертью миллиона «коренных» успешных американцев возникли естественные противоречия. «Коренные» придерживались реформистского направления иудаизма (хотя было и консервативное направление, связанное с активной деятельностью раввина Исаака Лезера из Филадельфии) и говорили на английском языке, иногда, правда, с немецким акцентом.
Приезжие говорили на идише, были в большинстве ортодоксами или хасидами и очень бедными. Они селились в тесных многоквартирных пяти-восьми этажных домах. Часто лишь одна из комнат имела естественное освещение.

Вот как описывает И. Рот жизнь «новых американцев» в нью-йоркских трущобах: «Клопы длинными, стройными рядами спускались по стенам, маршировали по потолку, с кровожадным коварством дожидаясь наступления сумерек, чтобы броситься на спящих. Блохи выскакивали из черных прорех между дощатыми половицами и забирались в платье, подушки и одеяла.

Ночи были тяжкими и душными. Из открытых окон время от времени доносились отдаленный гул незнакомых поездов, непродолжительное ритмичное громыханье далекого, занятого своими делами мира и смрадные испарения от близлежащих домов, куч мусора и открытой канализации».
Большинство эмигрантов были заняты на швейных фабриках. К 1888 году из 241 швейных фабрик Нью-Йорка 234 оказались в еврейских руках. Здесь впервые была использована так называемая «Бостонская система» - каждый работник производил одну мелкую операцию. Многие занимались столярным и скорняжным делом, изготовлением сигарет.
Эти люди привезли с собой из «черты оседлости» традиции, ставшие впоследствии фундаментом современной американской еврейской культуры. Еврейская община Нью-Йорка состояла преимущественно из русских и восточно-европейских эмигрантов, языком которых был идиш. В Ист-Сайде возникли целые улицы и кварталы, где слышалась только еврейская речь. Газеты на идиш печатались большими тиражами, еврейский театр приобрел такое значение, какого никогда не имел в Варшаве. Дети учились в хедерах и Талмуд-Торах.

Синагоги разной степени ортодоксальности отражали атмосферу общин России, Польши и Румынии.
Постепенно эмигранты становились на ноги, переезжали в Гарлем - в то время фешенебельный квартал зажиточных евреев. Их дети становились адвокатами, врачами, бизнесменами, профессорами. Некоторые активно участвовали в политической жизни страны.
Американская еврейская община стала одной из важных сил на мировой арене 20-го века. В ней выкристаллизовались основные принципы еврейства - благотворительность и взаимопомощь…

Г л о б а л и з а ц и я

http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=4534
…..уточнять и толковать модное слово «глобализация» уже нет нужды. Оно пришло на смену термину «империализм»…..
Двигатель глобализации не столь привлекателен - это обыкновенное стремление к наживе. Жадность, отпущенная на волю. Как сказал бы Василий Иванович(Чапаев), просто «контра».
Да, можно вместе с Т.Фридманом говорить, что

глобализация идет со времен изгнания евреев из Испании и открытия ими Нового Света - с 1492 года. …

Однако

новая конкиста

не идет в сравнение с захватом земель в Средние века.
Тогда не существовало огромного массива социальных завоеваний - отмены рабства, осуждения пыток и эксплуатации детского труда, распространения всеобщего избирательного права и защиты прав человека, европейских зарплат, пенсий, социальных учреждений, профсоюзов, экологических стандартов. Государство в те времена гарантировало своим гражданам внешнюю безопасность, а остальное его мало заботило.

Новая транснациональная конкиста

идет по пути ликвидации этого богатства, трактуемого как ненужные «издержки». Зарплаты тают, постоянные работники становятся временными, а производство переводится в те части земного шара, где ртуть можно просто выливать в песок. Для профсоюзных активистов приготовлены заборы с колючей проволокой и натасканные псы. Для национальных правительств, задумавших позаниматься «протекционизмом» - санкции ВТО. Для населения, озабоченного своим выживанием - истерика в масс-медиа: в «тяжелые времена» пора снижать налоги на бизнес, который, мол, и так едва сводит концы с концами. И это несмотря на то, что ТНК плодятся, как тараканы в коммуналке (несмотря на тысячи слияний), а их прибыли взлетают до небес.
------------------------------------------------------
P.S.:
--а вот это- ....."мнение автора(рефератика)-может НЕ совпадать с мнениями источников инфомации для данного реферату....-но для какой-никакой объективности-вставляю...:

.....смысл истории - если вспомнить то, что "забыли" рассказать в школе.... :

Во времена империй и наследственного правления аристократов в странах возник слой очень, очень богатых людей (менял да торговцев), которые власть занять не могли, несмотря на то, что они снабжали деньгами тех же аристократов, которых презирали.

В результате (условно назовём касту) "банкиры" вложились во все самые известные революции нового времени. Оплаченный ими Кромвель (сохранилась его переписка с анстердамским раввином) к 1650му отрезал голову английскомуй королю - мгновенно в страну въехали те, кому с 12 века было запрещено быть на английской земле. Т.к. существовал банк чеканивший монету в Шотландии, поубивали еще и шотландцев. Как только контроль за банком был получен, "народные" войны сразу как-то прекратились. С того времени банкиры сидят там повыше формальной власти.
Через масонские "общества разума" оплачена теми же людишками
Великая Французская революция; Кошен в "малый народ и революция" прекрасно описал процесс спланированного уничтожения страны.
Когда она вышла из-под контроля, банкирские деньги подняли малоизвестного до того офицера Наполеона.

Когда он стал думать, что выше других, и на него нашлась управа. Придя к власти, Наполеон первым делом разрешил создание центрального банка.

К началу 1900х банкирские порученцы работали в Европе сразу против всех еще не захваченных империй - и преуспели после Первой Мировой, тогда умерли сразу ЧЕТЫРЕ из них (турецкая, австро-венгерская, германская и российская).
Если посмотреть на биографии банкирских агентов, поразишься: они работали сразу по многим странам (как Парвус или Троцкий, через которых проходили деньги на революцию)

Суть истории с Россией в том, что

банкиры не успев выиграть, снова проиграли:
Сталин провозгласил построение коммунизма независимой национальной державы "в отдельно взятой стране".

Именно за это его ненавидят как 'амалека', врага нации банкиров, и дают миллиарды, десятки миллиардов на стирание всякой памяти о том, что Россия стала великой державой.

Переход от первой фазы русской революции - банкирско-еврейской - ко второй, национально-независимой, и возрождавшей собственно Российскую Империю, хотя формально и под иной идеологией -- был не сразу понят 'боевыми массами" коммунистов-евреев на западе.

Отсюда шизофрения американских 1950х: "старейшины общины" выработали новую политику войны против СССР, который недотымкавшими рядовыми евреями-коммунистами всё еще считался страной, в которой "победили наши". ........ (?????)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
и отсюда даже...:))) -:
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/834/13.html….G20 сегодня - это общий переговорный стол главного мирового должника, Соединенных Штатов Америки, с иностранными кредиторами. Причем кредиторы, понятное дело, озабочены здоровьем и состоянием дел своего должника, а тот, напротив, спит и видит, как избавиться от своих кредиторов (и долгов вместе с ними), а до этого светлого часа - под любым предлогом (совместная борьба с кризисом, глобальным потеплением, прилётом инопланетян, ежедневным заходом солнца и т.д.) попытаться забрать у них побольше денег и собственности.

(на фото Памятник Колумбу на почтовой марке РФ,1992г)

Ну, такой вот бессовестный (впрочем, бессовестность еще не означает беспринципность) должник сформировался из некогда работящей и набожной

Америки за последнюю сотню лет,
с момента начала работы Федерального резерва (1913). .....П Р И П Л Ы Л И.....

дополню...как попадётся новая интереснвя инфа...

дополняю-близко к теме?новое:от 15.04.10.
Как на самом деле возник кризис. Как все будет происходить дальше. Что делать с деньгами (у кого они есть) и что будет с родиной и с нами :
hghltd.yandex.net/yandbtm
Previous post Next post
Up