Химкинский лес. Январь 2014 года

Feb 03, 2014 02:29

Два с половиной года прошло со времени активной обороны Химкинского леса весной-летом 2011 г. Тогда его защитники, стремясь не допустить реализации коррупционного варианта проекта платной трассы Москва-Санкт-Петербург, разбили в лесу свой лагерь и встали между техникой и деревьями, останавливая незаконные работы. Это был момент прямого противостояния, когда именно действиями в лесу мы пытались переломить ситуацию. 2011 год стал вершиной, кульминацией нашей многолетней борьбы за лес. Много чего удалось нам в те годы, но все-таки добиться полного прекращения коррупционного проекта пока не получилось. После этого акцент в нашей борьбе за лес переместился в другие сферы - юридическую, просветительскую.

Конечно, всем кто любит наш лес и защищал его, трудно смотреть на то, что сейчас там происходит, на вырубленную просеку и строительные работы. Но я часто там бываю, потому что, во-первых, это место нашей боевой славы. Отчего бы не вспомнить, как мы побеждали врага и почти победили? Ведь сами наши противники признают, что реализация коррупционного проекта была задержана в общем итоге на 1,5 года. Я так считаю: пусть не всегда можно сразу победить неправду, но главное, чтобы неправда не чувствовало себя комфортно, а она в этой истории себя комфортно, ох, как не чувствовала! И история защиты леса - это плюс нам, а не им. А значит тем сотням людей, кто участвовал в те годы в защите леса, нечего стыдиться и незачем переживать. Переживают пусть не помогавшие нам равнодушные обыватели, которым теперь придется жить в жутких экологических условиях на обочине трассы. Во-вторых, надо иметь представление о подлинной ситуации со строительством, не ориентируясь на информацию, размещенную в СМИ противником. Ну и наконец, все-таки приятно смотреть на то, как вся эта машина буксует, и какие проблемы возникают у этого коррупционного проекта сами собой.

Фактически то, что здесь будет сказано, является личными впечатлениями о ходе строительства на участке Химкинского леса в 2012-2014 гг. Начнем с того, что происходит в лесу на данный момент. Весь январь 2014 г. на участке Химкинского леса шли торопливые земляные работы. Много техники, которая принадлежит компании «Трансстроймеханизация» - экскаваторы, бульдозеры, катки, грузовики. Ведутся работы не взирая на погоду: теплые дни в начале января, когда снега почти не было, сменились крещенскими морозами под -20, а стройка не прекращалась. Враг спешит, враг торопится. И, видимо, очень застройщиков припекает по срокам, если они решились на такое.

А сроки им назначены жесткие. В конце 2013 - начале 2014 гг. в информационном поле появилась информация о том, когда планируется пустить первый участок трассы до «Шереметьево». 18 декабря 2013 г. в ходе рабочего визита в аэропорт Шереметьево губернатор Московской области А.Воробьёв заявил, что "через год открывается первый участок скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург". Ему вторил зампред правительства Московской области П.Иванов: "первый участок трассы М-11 (с 15 по 58 километр) будет введен до конца 2014 года ". В середине января 2014 г. также и начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области К.Ляшкевич высказался, что «участок автодороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» (15-58 км) могут ввести в эксплуатацию в конце 2014 года» (http://mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/soglashenie-o-sotrudnichestve-mezhdu-oblastnym-pravitelstvom-i-aeroportom-sheremetevo/#undefined, http://inmosreg.ru/northwest_news/20131218/602080194.html, http://rcmm.ru/news/6690.html). Однако обратим внимание в последнем случае на осторожную оговорку «могут». Так вот сроки-то они сами себе назначали, а успеют ли? За два года, которые у них были, по земляным работам сделано мало, а остался всего год. Вот бедолаги-застройщики и кинулись судорожно наверстывать упущенное, и катают в основу своей «суперсовременной» трассы мерзлый песочек в зимнюю стужу.

А дело в том, что две зимы подряд: 2011/12 и 2012/13 годов земляных работ на просеке не было. Они прекращались, примерно, к ноябрю, а возобновлялись только в марте-апреле. В зимние месяцы просека представляла собой огромную ледяную пустыню. Говорили, что это связано со строительством дороги по европейским технологиям, которые запрещают производство земляных работ в зимние месяцы. Ведь одним из учредителей концессионера «СЗКК» является французская компания «Vinci», от того, мол, и такие строгие требования. Так ли это, или просто у «Автодора» не было денег на строительство, факт состоит в том, что зимой земляных работ не осуществлялось.
Единственно, какие работы велись в зимний период в прошлые годы - это строительство мостов, развязок и эстакад. Но это сфера компании «Мостотрест», совладельцем которой является олигарх Роттенберг. Здесь да, по крайней мере, на взгляд, все строилось активно, круглогодично, не прекращая работ ни на день. На участке от МКАД до аэропорта «Шереметьево» было несколько таких точек: реконструкция Бусиновской развязки на МКАД, развязка с Лихачевским шоссе в мкрн. «Левобережный», мост через канал им. Москвы, переход через овраг в химкинской дубраве, эстакада через овраг недалеко от улицы Академика Грушина (недалеко от этого оврага как раз и находился в 2011 году лагерь защитников леса), путепровод на месте пересечения платной трассы и Вашутинского шоссе, путепровод над трассой на участке между Вашутинским шоссе и р.Клязьмой, насыпь и мост через долину р.Клязьма, развязка при пересечении платной трассы с Международном шоссе. У этих узлов постоянно кипела работа - забивались сваи, возводились бетонные опоры, перекрытия, группировалась многочисленная строительная техника - экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны, автотранспорт, стояли бытовки строителей. Начинали строиться эти объекты в разное время: например, мост через канал - в конце осени 2011 г., реконструкция Бусиновской развязки - весной 2012 г., путепровод при пересечении с Вашутинским шоссе - в конце 2012 г. и т.п. Велись они разными отрядами «Мостотреста», например, мост через канал и развязку на Международном шоссе строил «Мостоотряд-90», были и другие отряды. Но повторю, здесь действительно чувствовалось, что задействованы большие деньги и силы. И если застройщики сумеют все-таки в ближайшее время, с грехом пополам, пустить платную трассу хотя бы до «Шереметьево», тем лоббистам, которые продавливали незаконный проект через Химкинский лес, надо в ножки поклониться роттенберговской компании. Потому что работы на полотне трассы идут медленно и им понадобились бы еще годы и годы, чтобы достроить свой злополучный «хай-вэй». Хотя странно, ведь «Трасстроймеханизация» - подрядчик по земляным работам в Химкинском лесу, является дочерней компанией «Мостотреста». Но тем не менее земляные работы серьезного впечатления не производят.

Потому что, ладно бы земляные работы не велись в зимние месяцы, это было бы еще как-то понятно, так они в 2012-2013 гг. и в теплое время года велись ни шатко-ни валко. И если активное строительство мостов и развязок действительно вызывало у наблюдателей тревогу, потому что это физически закрепляло коррупционный вариант трассы на данной линии, делало его как бы необратимым, то с работами на полотне трассы ситуация была иной. И когда я пишу, что приятно смотреть, как коррупционный проект сам собой буксует, я имею в виду именно их. При этом нельзя сказать, что строителями ничего не делалось. Конечно, делалось: их экскаваторы махали ковшами, а бульдозеры ползали, и постепенно они продвигались, но даже неискушенному взгляду стало бы понятно, что так строительство федеральной трассы не ведется.

Судите сами. Ну, 2011 год - это отдельная история, это был боевой, не побоюсь высоких слов, великий в истории защиты леса год. Враг тоже нам противостоял, соответственно, и силы против нас были брошены большие - в лице чопа «Витязь», и для осуществления незаконных работ застройщики имели крупные ресурсы. Особенно активно работы развернулись с середины июня, когда они велись в несколько смен, и даже ночью, причем большими группами техники - до десятка единиц и больше. По ночам на просеке к северу от лагеря вставало зарево от подсветки и фар работающей техники, и на километры слышался рев моторов. К концу года застройщикам, хотя и не без проблем, удалось расчистить просеку от порубочных остатков, снять плодородный слой, на ряде проблемных, с т.з. почв, участков провести изъятие выемку грунта, замену и укатку грунта (в районе болота и на подходе к Вашутинскому шоссе с юга), кое где предварительно укатать земляную подушку, а примерно на 300-400 метрах сделать участок с песчаной подушкой, а на участке, аж, примерно в 300 метров между Вашутинским шоссе и р.Клязьмой даже положили пробный асфальт (но перед ним и после него были такие рвы и буераки, что при взгляде на эту показуху хотелось смеяться). Но это было только самое начало работ. Были участки, которые они серьезно не затронули (300 метров к северу от лагеря, и 1,5 км к югу от лагеря в сторону химкинской дубравы), либо затронули едва-едва - к концу октября 2011 г., когда прекратились работы, большая часть просеки представляла собой глиняный «огород», то есть даже земляная подушка не была сделана. И вырисовывалась такая картина: объем работ перед ними еще громадный, но если будут работать с прежним напряжением, а тем более если усилят людские и технические ресурсы, то в следующем году ситуацию смогут переломить. Однако этого не произошло.

В 2012 году интенсивность работ по строительству трассы резко упала. Хотя нашего противодействия, в силу ряда причин, уже почти не было (лагерь формально действовал до октября 2012 г., но по сравнению с нашей мощью 2011 года это даже сравнивать нельзя). Земляные работы продвигались, но очень медленно, техники было относительно мало, они не могли охватить работами всю длину трассы и кучковали ее на небольших участках, а на других не было ничего. Ну, они достроили технологическую дорогу (вспомогательная дорога параллельно трассе для перевозки грузов и техники в процессе строительства), начали земляные работы на участке 1,5-километровом участке от дубравы до лагеря, прорыли там водоотводные канавки, покатали поверхность бульдозерами и каточками. А вскоре вся эта наспех сделанная земляная основа от дождей и луж просела и размылась во многих местах и пребывала в таком виде несколько месяцев. Еще был по быстренькому прокатан участок длиной в 500 метров к югу от болота. А на четырехсотметровом участке, где в 2011 г. была сделана песчаная подушка, они положили слой гравия. Кому-то, глядя на список, может показаться, что это много, но это не так. Были участки, к которым в 2012 году они даже не притронулись вообще! Например, район болота и участок к северу от него до Вашутинского шоссе (о болоте чуть позже, чтоб не лишать себя удовольствия).

Строители в 2012 году не смогли даже решить проблему переноса газопровода высокого давления. Он пересекал просеку недалеко от завода «Факел», как раз в том месте, где мы в 2011 году установили лагерь. И когда подрядные организации «Автодора» начали на этом месте рубку, а потом и земляные работы, оказалось, что это не согласовано с газовиками. С т.з. техники безопасности нельзя ни проводить над газопроводом тяжелую технику, ни тем более копать и укатывать грунт над ним, так как это может привести к техногенной катастрофе. Строителям, конечно, плевать бы на это, да мы не дали, и используя их противоречия с газовщиками, серьезно осложнили незаконные работы. В 2011-2013 гг. они так и не смогли ничего сделать в охранной зоне газопровода, пусть это и узкая полоска в несколько метров, но она осталась ими не обработанной. Со второй половины 2012 г. они готовились к прокладке новой линии, прорубили для этого просеку, завезли трубы… которые пролежали в лесу всю осень, всю зиму и до следующего лета. Только осенью 2013 г. газовщики проложили новую ветку. Но до сих пор, в январе 2014 г. на старой линии газопровода не было настоящих работ. Наверное, до весны, но это значит, мы тормознули незаконные работы в этом месте на три года.

Единственное, что враги леса могут поставить себе в зачет за 2012 год - они вырубили последний участок химкинской дубравы и еще «карманы» под пункты сбора денег и для каких-то других функций. Но, во-первых, это зачет для лесорубов, а не строителей. А, во-вторых, враги пусть не радуются и не празднуют победу - у нас уже не было возможности для физического противодействия, но было время, в 2008-2010 гг., когда наши враги и пальцем бы побоялись притронуться к дубраве.

Ну а дальше началось вообще шоу. Строители все свои силы сосредоточили на маленьком участке в 250 метров как раз к северу от лагеря (и линии газопровода). Почему - можно только гадать, возможно, это связано с тем, что в 2011 году именно этот участок был для них как бельмо в глазу - они долго не решались его рубить, так как поблизости находился наш лагерь. Но если они хотели нам таким образом отомстить, то отомстили они лишь самим себе. В августе 2012 г. они сосредоточили на этих 200 метрах всю свою технику - несколько экскаваторов, бульдозеров, катков и грузовиков, и начали тщательно ковыряться, каковым делом занимались… почти целый год, за вычетом зимних месяцев, разумеется. Сначала они снимали прежний грунт где-то на полметра, потом насыпали туда и укатывали новый грунт, потом насыпали и укатывали тяжелый песок, потом еще и еще… Весной 2013 года они продолжили свое занятие и вели его до августа 2013 года, когда наконец-то разродились, образовав насыпь метра 3-4 высотой и положив на нее гравий и асфальт.

Повторю, даже на беглый взгляд 2012 год ход строительства был невысоким. Тем летом можно было идти по просеке многие километры и не увидеть никакой техники, никаких работ. И завтра также, и послезавтра… Когда в июле 2012 г. лес посетила одна из героинь обороны 2011 года, приехавшая из другого города, и прошла по просеке, она сказала: нам бы такую пустыню в прошлом году, все было бы по другому. Мне же по итогам 2012 года было ясно: с такой динамикой работ они не успеют построить ничего и в 2013 году.

Так и оказалось. Они продолжали колупаться на этом небольшом участочке земли, и еще серьезные работы велись в районе будущей насыпи и моста через Клязьму. На остальных участках техника появлялись лишь эпизодически. 2013 год закончился, на просеке появился более чем километровый участок асфальта… и одновременно остались участки, к которым в течение двух лет никто не притрагивался. И вот тут громогласно заявляются сроки пуска участка платной трассы до Шереметьево - декабрь 2014 года. Возможно, именно это послужило причиной того, что бедняги-застройщики отчаянно бросились зимой наверстывать упущенное - и в оттепель, и в русский мороз. Хотя… кто знает, может за два года строительные технологии шагнули далеко вперед, и тот мерзлый песочек, который они сейчас лихорадочно укатывают в насыпи, это какой-нибудь нано-песок (шутка).

Итак, вернемся в январь 2014 года. В начале месяца, когда была оттепель, строители насыпали и укатывали песчаную подушку на участке от химкинской дубравы на север, до оврага, недалеко от которого стоял лагерь. Это примерно около километра. Полтора года работы здесь велись через пень-колоду, и вот зимой собрались доделать. По ситуации на конец января здесь работы закончены.

А в конце января, в крещенские морозы, основные земляные работы разворачивались в двух местах - на участке химкинской дубравы, который был вырублен в июле 2012 г., и в нескольких километрах к северу, в центре леса, в районе болота. Честно скажу, у меня глаза на лоб полезли, когда в конце января увидел в дубраве почти полностью сделанную дорожную насыпь. Еще в начале января здесь ничего не было - буквально в две недели управились. А ведь к этому участку полтора года никто не притрагивался, у них не хватало сил и ресурсов на это, даже кучи порубочных остатков там так и лежали. А тут - насыпь, строительная разметка на ней, экскаваторы, бульдозеры, катки. Ой, шоу! И вот как они своим заказчикам и прочим сановным чиновникам это преподнесут? Как построенное по европейским технологиям? Ну-ну…

А к северу от болота техника (2 эскаватора, 2 бульдозера) сейчас работает в направлении к Вашутинскому шоссе - равняют ширину и поверхность трассы, снимают лишний грунт, грузят в самосвалы и вывозят. Мда… В 2011 году катали, катали в этом месте, теперь переделывают.

Но это еще не все. Самым проблемным местом, «ахиллесовой пятой» на участке Химкинского леса для строителей был и остался район самого болота. Это одно из уникальных природных мест в лесу - мезотрофное клюквенное болото. До решения о строительстве трассы данной природной зоне намеривались присвоить статус ООПТ (особо охраняемой природной территории). Но по проекту дорога прошла по самому краю болота. В итоге это приведет к его неминуемому уничтожению. Но сейчас речь о другом - именно в районе болота строители застряли надолго, непродуманный коррупционный проект обернулся для них большими проблемами.

Когда в летом 2011 года они раскорчевали этот участок и начали земляные работы, они нарушили гидрологический режим болота, перекрыли ему сток. И болото стало подтапливаться, и подтапливать и размывать земляную насыпь трассы. Этого и следовало ожидать - просека прошла по древней болотной котловине, раньше болото было гораздо шире. Помню, когда просека была раскорчевана, торфяная почва вокруг болота шла до противоположного края просеки, т.е. на 100 метров. Как-то раз защитники леса тормозили мульчер, который измельчал порубочные остатки недалеко от края болота, так его гусеницы на половину уходили в торфяную жижу! Поэтому в конце лета-осенью 2011 года на участке рядом с болотом прежний торфяной грунт на несколько метров в глубину был вычерпан экскаваторами, а на его место засыпан песок. Засыпали. Укатали. Казалось бы, победа «Автодора», ан, нет - не засчитано!))) Болото за себя отомстило и стало размывать сделанное (особенно активно это шло в период осенних дождей и весеннего половодья). Целых два года строители не притрагивались к этому участку, не вели здесь никаких работ, ни на шаг здесь не продвинулись. А песчаная насыпь размылась чуть не до середины трассы, образовались целые водоемы. Так неправедная работа и неправедные средства обратились в прах.

Было ясно, что с болотом строителям придется вести серьезные и долгие работы. Однако то, что они не могли сделать за 2 года, тоже делают в морозном январе. Промоины просто засыпали грунтом, уложили вдоль трассы бетонные плиты, а на них установили бетонные кольца - водосток из болота, да вот только уровень у него на взгляд выше зеркала болота (а в конце января этот водосток… опять разобрали!). Всё это идиотизм, потому что болотные воды просачиваются сквозь грунт и размоют их дорогу в любом случае. Им надо эстакаду тут строить, а времени у них нет. Реально хочется посмотреть, как «Автодор» и его подрядчики будут выкручиваться из этой ситуации. Весной, когда болото оттает, все снова будет размываться.

Вот такая ситуация сейчас в лесу. И вот вопрос - получится ли у «Автодора» уложиться к концу 2014 года? Спешат, ох, спешат, за зиму столько сделали, сколько за два предыдущих года не смогли. Но лично для меня эта спешка свидетельство не их силы, а скорее критической ситуации. Ясно, что такая работа - курам на смех. И если бы они успевали сделать нормально, они бы разумеется, работали бы в теплое время года. Но, видимо, в этом случае, даже бросив все силы на строительство, им уже не успеть. Поэтому в жертву приносится качество, и это им еще аукнется. В любом случае, врагам леса еще далеко до торжества. Морально же они никогда не будут торжествовать, потому что моральная победа и была и будет за защитниками Химкинского леса.

***
Вот написал этот обзор ситуации, и подумалось: не пора ли начать осмысливать историю борьбы за Химкинский лес? Ведь десятки, сотни замечательных людей участвовали в этой эпопее в 2007-2011 годах, столько событий было, столько достижений. Химкинский лес красив всегда, а еще больше он красив своей историей. Пусть это не забудется, и станет основой будущих побед. Итак, приступим…
Previous post
Up