общественное формулирование основных направлений реформы
Мы предлагаем к 1 декабря 2009 года сформировать пакет базовых предложений к капитальной реформе органов внутренних дел. Речь должна идти об основных принципах и основных направлениях реформирования милиции. «Заказ на реформу» будет передан нами, зачинщиками кампании, Президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину.
Это должен быть именно народный заказ - заказ, сформулированный в результате российского общественного выдвижения и обсуждения принципов и основных направлений милицейской реформы.
Мы понимаем, что предложения могут быть очень разные и даже очень странные - необходим отбор. Экспертизой и отбором предложений будет заниматься общественный совет «народного заказа», персональный состав которого будет проясняться в ходе кампании. Перечень кандидатов в члены общественного совета мы предложим на обсуждение заинтересованной публике сразу после Дня милиции (10 ноября). С нашей точки зрения, в совет не обязательно должны входить профессионалы, собаку съевшие на борьбе с милицейским произволом или на реформе МВД, но, в любом случае, это должны быть люди, достаточно компетентные в обсуждаемой теме, прежде всего, с точки зрения «потребителей услуг правоохранительных органов».
Чтобы с чего-то начать обсуждение принципов и направлений реформы, мы предлагаем вашему вниманию очень интересные предложения, сформулированные союзом юристов-правозащитников
«Агора» Свое мнение и свои предложения вы можете прислать для публикации на электронный адрес
mvdremont@gmail.com, а также обсудить с другими зачинщиками и участниками Российской Общественной Кампании "За капитальный ремонт милиции" в блоговом сообществе
http://community.livejournal.com/mvd_trevoga/profile.
6 принципов реформирования российской милиции(публикуем с сокращениями)
Расформирование МВД и жесткая реорганизация других органов охраны правопорядка - единственный способ модернизировать правоохранительную систему.
1.
Вывести за штат 100% личного состава органов с последующей переаттестацией на соответствие занимаемым должностям. Психологические и профессиональные требования переаттестации должны быть настолько высокими, чтобы до 50% нынешнего личного состава органов внутренних дел могли пройти ее с трудом.
Открывшиеся вакансии при необходимости должны заполняться новыми сотрудниками, к которым изначально предъявляются повышенные психологические и профессиональные требования, соответствующие мировым стандартам отбора кадров в полицию.
2.
Система МВД России должна быть реорганизована в федеральную и местную полицию. Федеральная полиция, руководитель которой должен назначаться Федеральным собранием РФ по представлению президента РФ, должна осуществлять оперативно-розыскную деятельность по закрытому и исчерпывающему перечню преступлений, имеющих особую общественную опасность.
Основой федеральной полиции должна стать существующая ныне служба криминальной милиции. Управления федеральной полиции создаются в каждом субъекте России. Успешный опыт функционирования федеральной местной полиции должен быть заимствован у таких федераций, как Бельгия, Германия и США.
Федеральная полиция должна противодействовать организованной преступности, коррупции в федеральных ведомствах, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников, общественных деятелей и бизнесменов федерального уровня.
В структуре федеральной полиции могут создаваться подразделения по соответствующим направлениям. Подчиняться федеральная полиция может Министерству юстиции, либо быть самостоятельным ведомством.
Местная полиция действует на территории административных единиц - районов и городов. Ее основная задача - охрана общественного порядка на подведомственной территории, профилактика и раскрытие преступлений, безопасность дорожного движения, содействие федеральной полиции.
Финансирование местной милиции осуществляется из средств субъекта федерации и средств местного бюджета.
3.
Начальник местной полиции избирается жителями указанной административной единицы тайным голосованием. К кандидатам на должность начальника местной полиции предъявляются повышенные требования (высшее юридическое образование, психологическая устойчивость, наличие заслуг перед местным сообществом, ценз оседлости и возраста и др.).
Начальник местной полиции не подчиняется никому, кроме закона и жителей своего района (города).
4.
Изменить название «милиции» на «полицию», как это сделано в большинстве бывших социалистических стран. Одновременно изменить всю символику и внешний вид обмундирования. Только полная смена внешних атрибутов и отказ от негативно окрашенного термина «милиция» одновременно с жестким реформированием организационно-управленческой системы может создать новый позитивный имидж стража порядка. Изменение названия - дорогостоящий проект, однако никакой реформой внутри ведомства не создать в органах правопорядка положительного имиджа, если ему не будет уделяться должного внимания.
Стоит напомнить, что только изменение названия КГБ на ФСБ в начале 90-х годов позволило тогда изменить восприятие спецслужб и общественностью, и международным сообществом.
5.
После переаттестации необходимо сократить общую численность сотрудников органов внутренних дел на 50% при сохранении объемов финансирования. Практика показывает, что состояние преступности зависит не от численности стражей порядка, а от эффективности организации их деятельности.
При постоянном увеличении численности милиции в России в последние два года рост преступности составил 37%, или более 1 млн. зарегистрированных преступлений.
В России на 1000 человек приходится 13 милиционеров. В среднем в мире - 3 работника полиции на 1000 человек. То есть, основания для значительного сокращения российской милиции - очень серьёзны. При этом необходимо сохранить объёмы финансирования. Практика показывает, что состояние преступности зависит не от численности стражей порядка, а от эффективности организации их деятельности.
6.
Все вновь принимаемые сотрудники местной полиции вне зависимости от специализации, предпочтений в службе и занимаемой должности в течение первых трех лет своей деятельности обязаны отработать в патрульной службе.
Такой подход был внедрен в 90-е годы при реформировании полиции в Польше. Требование патрульной работы позволяет сформировать единую систему ценностей и задач полиции, проникнуться потребностями в ней людей. Полицейские, прошедшие школу низовой работы, гораздо лучше ориентируются в любом виде деятельности, обладают навыками принятия быстрых решений, ориентированных на потребности человека. Это также позволит резко повысить статус стражей порядка, работающих на улице, как внутри системы, так и среди общественности. Именно с реформы полиции начал в свое время пришедший к власти в Польше президент Квасьневский.
Были уволены практически все бывшие стражи порядка, имеющие огромные коррупционные связи. На их места набрали молодежь с высшим образованием и без опыта работы в силовых структурах.
Новым сотрудникам установили зарплату в три раза больше прежней. Результат не замедлил сказаться.
Автор - Павел Чиков, председатель союза юристов-правозащитников «Агора», кандидат юридических наук