О некоторых аспектах реформы организации здравоохранения и медицинского страхования в РФ.

Dec 26, 2014 07:50



Реформа национальной системы здравоохранения должна иметь свой паспорт с  четким  описанием предполагаемой организационной модели здравоохранения,  дорожной картой,  сроками реализации.  Безусловно,  все параметры реформы должны быть обсуждены в профессиональных сообществах, пройти общественные и парламентские слушания,  получить одобрение первых руководителей государства и Президента РФ. Принятие Закона «О реформе Здравоохранения» стало бы её официальным  стартом.

Важно, чтобы по поручению Президента РФ проведение реформы возглавил человек, имя и авторитет которого, безоговорочно воспринимались бы  большинством населения и участников профессиональных  сообществ.

Известно, что любая социальная реформа весьма болезненна для общества,  даже при самом «мягком» варианте её проведения. Высокие затраты и нескорый, хотя бы и положительный результат - это неизбежная данность всех  значимых  преобразований. Положительным,  может быть признан результат, приведший к реальному улучшению демографического благополучия на основе  объективных статистических  данных. Планировать, осуществлять реформу и оценивать её результаты инструментальными методами - удел профессионалов. Общество, население, каждый из нас всегда будет иметь свою субъективную оценку. Однако, не смотря субъективизм, оценка эта будет в подавляющем большинстве положительной, если она будет основана  на  уверенности людей в том, что необходимая и адекватная медицинская помощь в случае нарушения здоровья будет оказана своевременно, здесь и сейчас.

Реформирование Национальной системы здравоохранения не может быть сведено только к внутренним, отраслевым преобразованиям.  Не менее важной задачей является создание эффективной системы управления кадровым ресурсом, лечебной (материальной) базой, финансами и страховым процессом. Необходимо перейти от старой линейной системы управления здравоохранением к регулируемому рынку.  В неразрывной связи с этим требуют решения следующие вопросы:

1.       О федеральном институте «Проблем социального страхования»

2.       О коррекции ФЗ № 326 от 29.11.2010 г. «Об  ОМС»;

3.       Об акционировании ЛПУ;

4.       О создании региональных «Врачебных Палат», как саморегулирующих профессиональных организаций.

По каждому из означенных вопросов необходимы развернутые пояснения.

Также отдельного рассмотрения требуют риски спонтанного или осознанного противодействия планируемым мероприятиям.

О  коррекции Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Основные сюжеты:

- Переход к одноступенчатой схеме ОМС - функция страховщика передается страховым кассам;

- Законодательное определение «Добровольного (дополнительного) медицинского страхования», как самостоятельного вида страховой деятельности.

Переход к одноступенчатой схеме ОМС - функция страховщика передается страховым кассам

Реорганизация Федерального и Региональных фондов ОМС (функции, управление, состав правления - квоты, голоса) - Создание Касс Социального Медицинского Страхования (отраслевых) с обязательным закреплением следующих категорий граждан:

{C}1.       Общая СК (Государственные служащие, силовые ведомства, неработающее население, находящееся на попечении государства, лица без гражданства)

2. Горно - металлургическая СК (Предприятия чёрной, цветной металлургии и горнорудной промышленности);

3. Транспортная СК (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);

4. Машиностроительная СК (тяжёлое, среднее, лёгкое машиностроение);

5. Аграрная СК (агропредприятия, предприятия лесной, перерабатывающей и пищевой промышленности);

6. СК ТЭК (предприятия газонефтедобычи, переработки, химической промышленности);

7. СК Лёгкой промышленности, Строительства, Торговли и обслуживания (предприятия лёгкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, муниципальных и ЖКХ).

Такое закрепление граждан за страховыми кассами дисциплинирует страховщиков, позволит отказаться от неоправданной (любой ценой) погоней за числом застрахованных в ущерб качеству оказываемых услуг. Это также позволит точнее определять стоимостные параметры лечения, учитывая особенности местных (климат, экология) условий проживания, и характер и статистику профзаболеваний. Механизм ОМС должен быть понятен и направлен в первую очередь на обеспечение финансовых гарантий в отношении не обезличенных «трудящихся масс», а каждого конкретного гражданина России.

Необходимо отметить, что страховые медицинские организации, участвующие сегодня в ОМС, при этом частично трансформируются в страховые медицинские кассы или продолжат оказывать страховые услуги в дополнительном (добровольном) медицинском страховании.

Законодательное определение «Добровольного (дополнительного) медицинского страхования», как самостоятельного вида страховой деятельности.

Представляется, что предметом «Добровольного (дополнительного) медицинского страхования» должно являться страхования рисков дополнительных расходов граждан, возникающих, в случае заболевания.  Это расходы: по оплате гостиничных услуг, питания, специальных транспортных услуг, функциональной реабилитации, паллиативной помощи и прочих сопутствующих расходов, непредусмотренных программой государственных гарантий. При этом страхование должно стать действительно «рисковым», т.е. страховой платеж должен быть фиксированным, срок страхования - 1 год, объем выплат должен соответствовать счету медицинской организации.
О региональных «Врачебных палатах»

Одним из непременных условий успешности реформы системы здравоохранения является появление нового официального субъекта - региональной «Врачебной палаты», как саморегулирующей профессиональной организации.

Данный орган призван решать три основные задачи:

1.       Формирование  профессиональной кадровой  политики через планирование подготовки, переподготовки и осуществление контроля квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала;

2.       Формирование рынка труда в здравоохранении региона;

3.       Представление профессиональных интересов в качестве официального участника - подписанта в «Региональной тарифной комиссии».

А также:

определять число  частных  действующих  медицинских  практик (ЧМП) и      целесообразность  открытия новых;
подтверждать  уровень  профессиональной  подготовки врача, предполагающего возглавить существующую или открыть новую ЧМП;
проводить экспертизу качества медицинской  помощи; рекомендовать  инвесторам,   участвующим  в  государственной программе  финансовой  поддержки  медицинской предпринимательской деятельности,  открытие  кредитования  на  цели  создания  новых  и  модернизации существующих  лечебных  учреждений  (стационары,  диагностические  центры  и частные  врачебные  практики)  и социально-ориентированных  бизнесов;

Регламент создания и типовой устав региональной «Врачебной палаты», как СРО - Некоммерческого партнерства необходимо оформить законодательно.

(Проект)
            ИНСТИТУТ проблем СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ                                                         г. Москва
УЧРЕДИТЕЛИ: 
Президент РФ
Правительство  РФ
ФНПР - Федерация Независимых Профсоюзов
РСПП - Российский Союз Промышленников и Предпринимателей 
                                         *    *    *    *    *
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    1. Изучение  мирового опыта организации видов социального (пенсионного, медицинского, безработицы и др.) страхования.
    2. Анализ взаимосвязей и прогнозирование влияния экономических решений государства на демографическое благополучие общества.
ПРИКЛАДНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие в разработке концепции  социально - экономической реформы в РФ;
Участие в бюджетном процессе, а именно - Разработка и представление (ежегодно) в Правительство РФ проектов федеральных законов «О тарифах страховых взносов…» по обязательным видам социального страхования
Совершенствование действующих моделей страховых процессов.
Мониторинг  функционирования национальной системы социального страхования  в целом, по направлениям (Пенсионное, Медицинское и др.), по регионам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  (высшее образование)
Подготовка  кадров  для работы в системе государственного социального  страхования (медицинского, пенсионного …) по различным специальностям: юристы, экономисты, финансисты, организаторы, методисты и пр.
                                                  *    *    *    *    *

Об  акционировании  лечебно - профилактических  учреждений,  участвующих  в  «Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в РФ»

Положительный результат реформы организации здравоохранения невозможен без изменения методов внешнего и внутреннего управления деятельностью лечебно - профилактических учреждений. В свою очередь это требует изменения организационно - правовой формы ЛПУ, как хозяйствующего субъекта. Не отрицая иных возможных форм хозяйствования, «Акционерное  общество» видится наиболее приемлемым вариантом.  При этом необходимо оговориться, что речь идет об основной массе городских  больниц и поликлиник, ЦРБ, имеющих устойчивый поток пациентов.  Для ЛПУ, расположенных на больших  удалениях с малой плотностью населения необходимо применять сметную  модель финансирования.

Принципы и регламент перевода ЛПУ из статуса «Бюджетного учреждения здравоохранения» в «ЗАО Медицинское  учреждение» должны быть оформлены законодательно.     Реализуя такой вариант,  «Государство» меняет свой статус  владельца на статус «Акционера» с решающим / блокирующим пакетом акций.  При этом решаются две стратегические задачи:

1.       Сохраняется государственные гарантии и контроль в сфере охраны здоровья населения;

2.       Создаются реальные предпосылки для привлечения инвесторов - новых акционеров.  ЛПУ  получают дополнительные финансовые и материальные ресурсы для своего развития.

Примерный порядок формирования уставного капитала «ЗАО ЛПУ»

Отправной точкой - базой для определения размера уставного капитала  является сумма рыночной оценки стоимости основных фондов ЛПУ. Размер объявленного уставного каптала  равен удвоенной сумме  рыночной оценки стоимости основных фондов ЛПУ:

(X+1) +(Y-1) = Z, где

Z - Величина, объявленного уставного капитала ЗАО;

(X + 1) - Пакет акций,  принадлежащий  «Государству»,  равный 50% плюс одна  акция от суммы  уставного капитала;

(Y - 1) - Пакет акций,  принадлежащий  потенциальному  инвестору равный  50%  минус  одна  акция.

Соотношение  долей  может  отличаться  в том случае,  если  сумма  инвестиции  нового  акционера  превышает стоимость пакета акций « Государства».  При этом  за «государством» должна быть сохранена, так называемая,  «Золотая» акция,  дающая право  решающего или блокирующего голоса  по отдельным вопросам.
Previous post
Up