Dec 26, 2014 07:50
Реформа национальной системы здравоохранения должна иметь свой паспорт с четким описанием предполагаемой организационной модели здравоохранения, дорожной картой, сроками реализации. Безусловно, все параметры реформы должны быть обсуждены в профессиональных сообществах, пройти общественные и парламентские слушания, получить одобрение первых руководителей государства и Президента РФ. Принятие Закона «О реформе Здравоохранения» стало бы её официальным стартом.
Важно, чтобы по поручению Президента РФ проведение реформы возглавил человек, имя и авторитет которого, безоговорочно воспринимались бы большинством населения и участников профессиональных сообществ.
Известно, что любая социальная реформа весьма болезненна для общества, даже при самом «мягком» варианте её проведения. Высокие затраты и нескорый, хотя бы и положительный результат - это неизбежная данность всех значимых преобразований. Положительным, может быть признан результат, приведший к реальному улучшению демографического благополучия на основе объективных статистических данных. Планировать, осуществлять реформу и оценивать её результаты инструментальными методами - удел профессионалов. Общество, население, каждый из нас всегда будет иметь свою субъективную оценку. Однако, не смотря субъективизм, оценка эта будет в подавляющем большинстве положительной, если она будет основана на уверенности людей в том, что необходимая и адекватная медицинская помощь в случае нарушения здоровья будет оказана своевременно, здесь и сейчас.
Реформирование Национальной системы здравоохранения не может быть сведено только к внутренним, отраслевым преобразованиям. Не менее важной задачей является создание эффективной системы управления кадровым ресурсом, лечебной (материальной) базой, финансами и страховым процессом. Необходимо перейти от старой линейной системы управления здравоохранением к регулируемому рынку. В неразрывной связи с этим требуют решения следующие вопросы:
1. О федеральном институте «Проблем социального страхования»
2. О коррекции ФЗ № 326 от 29.11.2010 г. «Об ОМС»;
3. Об акционировании ЛПУ;
4. О создании региональных «Врачебных Палат», как саморегулирующих профессиональных организаций.
По каждому из означенных вопросов необходимы развернутые пояснения.
Также отдельного рассмотрения требуют риски спонтанного или осознанного противодействия планируемым мероприятиям.
О коррекции Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Основные сюжеты:
- Переход к одноступенчатой схеме ОМС - функция страховщика передается страховым кассам;
- Законодательное определение «Добровольного (дополнительного) медицинского страхования», как самостоятельного вида страховой деятельности.
Переход к одноступенчатой схеме ОМС - функция страховщика передается страховым кассам
Реорганизация Федерального и Региональных фондов ОМС (функции, управление, состав правления - квоты, голоса) - Создание Касс Социального Медицинского Страхования (отраслевых) с обязательным закреплением следующих категорий граждан:
{C}1. Общая СК (Государственные служащие, силовые ведомства, неработающее население, находящееся на попечении государства, лица без гражданства)
2. Горно - металлургическая СК (Предприятия чёрной, цветной металлургии и горнорудной промышленности);
3. Транспортная СК (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);
4. Машиностроительная СК (тяжёлое, среднее, лёгкое машиностроение);
5. Аграрная СК (агропредприятия, предприятия лесной, перерабатывающей и пищевой промышленности);
6. СК ТЭК (предприятия газонефтедобычи, переработки, химической промышленности);
7. СК Лёгкой промышленности, Строительства, Торговли и обслуживания (предприятия лёгкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, муниципальных и ЖКХ).
Такое закрепление граждан за страховыми кассами дисциплинирует страховщиков, позволит отказаться от неоправданной (любой ценой) погоней за числом застрахованных в ущерб качеству оказываемых услуг. Это также позволит точнее определять стоимостные параметры лечения, учитывая особенности местных (климат, экология) условий проживания, и характер и статистику профзаболеваний. Механизм ОМС должен быть понятен и направлен в первую очередь на обеспечение финансовых гарантий в отношении не обезличенных «трудящихся масс», а каждого конкретного гражданина России.
Необходимо отметить, что страховые медицинские организации, участвующие сегодня в ОМС, при этом частично трансформируются в страховые медицинские кассы или продолжат оказывать страховые услуги в дополнительном (добровольном) медицинском страховании.
Законодательное определение «Добровольного (дополнительного) медицинского страхования», как самостоятельного вида страховой деятельности.
Представляется, что предметом «Добровольного (дополнительного) медицинского страхования» должно являться страхования рисков дополнительных расходов граждан, возникающих, в случае заболевания. Это расходы: по оплате гостиничных услуг, питания, специальных транспортных услуг, функциональной реабилитации, паллиативной помощи и прочих сопутствующих расходов, непредусмотренных программой государственных гарантий. При этом страхование должно стать действительно «рисковым», т.е. страховой платеж должен быть фиксированным, срок страхования - 1 год, объем выплат должен соответствовать счету медицинской организации.
О региональных «Врачебных палатах»
Одним из непременных условий успешности реформы системы здравоохранения является появление нового официального субъекта - региональной «Врачебной палаты», как саморегулирующей профессиональной организации.
Данный орган призван решать три основные задачи:
1. Формирование профессиональной кадровой политики через планирование подготовки, переподготовки и осуществление контроля квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала;
2. Формирование рынка труда в здравоохранении региона;
3. Представление профессиональных интересов в качестве официального участника - подписанта в «Региональной тарифной комиссии».
А также:
определять число частных действующих медицинских практик (ЧМП) и целесообразность открытия новых;
подтверждать уровень профессиональной подготовки врача, предполагающего возглавить существующую или открыть новую ЧМП;
проводить экспертизу качества медицинской помощи; рекомендовать инвесторам, участвующим в государственной программе финансовой поддержки медицинской предпринимательской деятельности, открытие кредитования на цели создания новых и модернизации существующих лечебных учреждений (стационары, диагностические центры и частные врачебные практики) и социально-ориентированных бизнесов;
Регламент создания и типовой устав региональной «Врачебной палаты», как СРО - Некоммерческого партнерства необходимо оформить законодательно.
(Проект)
ИНСТИТУТ проблем СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ г. Москва
УЧРЕДИТЕЛИ:
Президент РФ
Правительство РФ
ФНПР - Федерация Независимых Профсоюзов
РСПП - Российский Союз Промышленников и Предпринимателей
* * * * *
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Изучение мирового опыта организации видов социального (пенсионного, медицинского, безработицы и др.) страхования.
2. Анализ взаимосвязей и прогнозирование влияния экономических решений государства на демографическое благополучие общества.
ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Участие в разработке концепции социально - экономической реформы в РФ;
Участие в бюджетном процессе, а именно - Разработка и представление (ежегодно) в Правительство РФ проектов федеральных законов «О тарифах страховых взносов…» по обязательным видам социального страхования
Совершенствование действующих моделей страховых процессов.
Мониторинг функционирования национальной системы социального страхования в целом, по направлениям (Пенсионное, Медицинское и др.), по регионам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (высшее образование)
Подготовка кадров для работы в системе государственного социального страхования (медицинского, пенсионного …) по различным специальностям: юристы, экономисты, финансисты, организаторы, методисты и пр.
* * * * *
Об акционировании лечебно - профилактических учреждений, участвующих в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в РФ»
Положительный результат реформы организации здравоохранения невозможен без изменения методов внешнего и внутреннего управления деятельностью лечебно - профилактических учреждений. В свою очередь это требует изменения организационно - правовой формы ЛПУ, как хозяйствующего субъекта. Не отрицая иных возможных форм хозяйствования, «Акционерное общество» видится наиболее приемлемым вариантом. При этом необходимо оговориться, что речь идет об основной массе городских больниц и поликлиник, ЦРБ, имеющих устойчивый поток пациентов. Для ЛПУ, расположенных на больших удалениях с малой плотностью населения необходимо применять сметную модель финансирования.
Принципы и регламент перевода ЛПУ из статуса «Бюджетного учреждения здравоохранения» в «ЗАО Медицинское учреждение» должны быть оформлены законодательно. Реализуя такой вариант, «Государство» меняет свой статус владельца на статус «Акционера» с решающим / блокирующим пакетом акций. При этом решаются две стратегические задачи:
1. Сохраняется государственные гарантии и контроль в сфере охраны здоровья населения;
2. Создаются реальные предпосылки для привлечения инвесторов - новых акционеров. ЛПУ получают дополнительные финансовые и материальные ресурсы для своего развития.
Примерный порядок формирования уставного капитала «ЗАО ЛПУ»
Отправной точкой - базой для определения размера уставного капитала является сумма рыночной оценки стоимости основных фондов ЛПУ. Размер объявленного уставного каптала равен удвоенной сумме рыночной оценки стоимости основных фондов ЛПУ:
(X+1) +(Y-1) = Z, где
Z - Величина, объявленного уставного капитала ЗАО;
(X + 1) - Пакет акций, принадлежащий «Государству», равный 50% плюс одна акция от суммы уставного капитала;
(Y - 1) - Пакет акций, принадлежащий потенциальному инвестору равный 50% минус одна акция.
Соотношение долей может отличаться в том случае, если сумма инвестиции нового акционера превышает стоимость пакета акций « Государства». При этом за «государством» должна быть сохранена, так называемая, «Золотая» акция, дающая право решающего или блокирующего голоса по отдельным вопросам.