Марафон

Sep 26, 2018 20:51


Я мечтал пробежать марафон уже несколько лет, может быть, лет 5. В прошлом году я уже почти решился зарегистрироваться на Нууксио Классик, но к лету понял, что не смогу подготовиться. Дело было не во времени, а в условиях. Дело в том, что Питер совершенно плоский город. Готовиться к марафону в Питере - значит наматывать объем по плоским кругам. Во-первых, это скучно. Во-вторых, неэффективно.

Плюс уже сейчас я понимаю, что того свободного времени было недостаточно, чтобы готовиться полноценно: то есть чтобы быть готовым в итоге не просто добежать до финиша, а сделать это с запасом сил, с ощущением, что можно было прибавить.

В общем, в прошлом году я решил не регистрироваться. И в этом году о марафоне я не вспоминал до нашего переезда в Финляндию. Здесь я стал подумывать о том, что можно попробовать подготовиться и пробежать. В чем разница между Питером и Хельсинки? Хельсинки хоть и не горный город, но все-таки совсем не плоский. Здесь достаточно горок для интенсивных тренировок (в Питере же рядом с домом у нас не было ни одной горки). Здесь много леса. И - может быть, самое главное - здесь у меня остается гораздно больше свободного времени после работы. Если в Питере я тратил около 2.5 часа на дорогу (40 минут пешком до метро и около 30 минут (плюс-минус) в метро), то в Хельсинки я доезжаю до офиса на велике за 15 минут. То есть у меня появилось около 2 часов свободного времени.



Короче, я долго внутри себя это обдумывал и пришел к выводу, что, если бы я жил и готовился в Питере, марафон бы я пробежал, но я не был бы так уверен, что я его пробегу.

Готовиться я начал где-то в конце июня. До марафона было чуть больше 2-х месяцев. У меня не было, естественно, цели забежать в призы или десятку. Это вообще был мой первый марафон, так то основная цель была - просто добежать и получить удовольствие. Для этих целей 2 месяца - срок вполне нормальный. Апрель, май, начало июня я не беру в счет, хотя ради справедливости и честного анализа стоит. В апреле-июне я бегал небольшие дистанции, не больше 15 км. Не уверен, что 15 пробегал хоть раз за этот период. Во второй половине июня я исследовал беговые маршруты в Хельсинки, но больше 15 км не бегал. На тот момент я все еще не решил, побегу марафон или нет. Было только давнее желание его пробежать (и зависть ко всем, кто это уже сделал).

В июле мы переехали на Лауттасаари, и я стал исследовать беговые маршруты, ведущие отсюда, с нашего острова. Пару раз я пробегал что-то в районе 18 км. Потом совершенно случайно открыл для себя один маршрут, по которому потом бегал до самого марафона. Это круг длиной 24 км с Лайттасаари на Каскисаари, потом на Лехтисаари, потом налево через мост в Эспоо, после моста направо вдоль берега до Отаниеми, потом так же вдоль берега, вокруг Лааялахти до Мунккиниеми, потом до Куусисаари, потом нова на Лехтисаари и обратно домой. Впервые этот круг я пробежал в конце июля. Был жаркий день. И эти 24 километра дались очень тяжело. Ооооочень тяжело. Настолько тяжело, что я подумал, что поторопился регистрироваться на марафон. Через неделю я повторил эту дистанцию. И это было уже намного легче. Я снова чувствовал слабость, как в первый раз, но в целом пробежал круг увереннее. Я стал бегать этот круг регулярно: раз или два в будни и раз на выходных.

Примерно к этому моменту мои кроссовки (которые я покупал всего год назад) порвались настолько, что бегать в них было уже невозможно. Каждый новый забег оканчивался рваными носками. Короче, пришлось покупать новые кроссовки. Как это всегда бывает, новых, таких же, как старые, уже не было в продаже. Пришлось брать другую модель Merrell - легкие, почти невесомые с тонкой подошвой. В пятницу, сразу после покупки новых кроссовок я надел их и побежал 24-километровый круг. Все прошло прекрасно, хоть и дождь лил пости все 2 часа, пока я бегал. В субботу я планировал пробежать больше 30, чтобы набрать объем. Все прошло нормально. Но во вторник или среду после восстановительной пробежки (~10 км) я почувствовал боль в правой ноге выше колена. До марафон оставалось то ли 2, то ли 3 недели уже - любая травма в это время совсем нежелательна. Но пришлось взять паузу, чтобы восстановиться. За неделю восстановления я несколько раз пытался пробежать 24-километровый круг целиком, но смог сделать это только раз, и под конец тренировки нога разболелась так, что я не мог бежать.

За неделю до марафона я взял свои старые саломоновские кроссовки, побегал в них утром, потом через 1 день пробежался в них по кругу - боли не было. Стало понятно, что боли пришли вместе со сменой обуви. Но не сразу, а только после серьезных объемов. В ту неделю, когда я впервые надел новые кроссовки, я пробежал больше 100 км. Очевидно, новые кроссовки годились для небольших забегов, в пределаз 20 километров. На больших дистанциях ноги в них начинали уставать, техника нарушалась, что могло привести к травме.

Хорошо, что эта травма приключилась и что это произошло за две недели до марафона, и у меня было достаточно времени, чтобы восстановиться.

Последнюю неделю перед марафоном я не делал больних объемов: небольшие пробежки 10-12 км с интнсивами. Для повышения интенсивности я ускорялся в подъемы. (В Питере это было бы невозможно.) Я делал небольшие ускорения в подъемы и во время основного периода тренировок, но в эту последнюю неделю ускорения были почти максимальные, плюс я выдерживал интервал между ускорениями. Потом, уже в Нууксио, я понял, насколько мне это пригодилось.

В день марафона шел мелкий дождь, было пасмурно и прохладно. Я переживал, что из-за дождя намокнет одежда и обувь - и будет труднее бежать. Но все обошлось: дождь шел, но не очень сильный. Было не холодно, а свежо - лучшая погода для бега.

В одном из последних писем от организаторов говорилось, что Саломон будет давать свои кроссовки на забег. Я не строил никаких конкретных планов на этот счет. У меня был с собой мои старые саломоновские кроссовки, которые после меррелловских пришлись как нельзя кстати. Я планировал бежать в них. Но на всякий случай зашел в палатку саломона и примерил пару кроссовок. В итоге решил рискнуть (потому что бежать марафон в "новой" обуви - всегда большой риск).

Участники на старте были поделены на 3 группы, каждый стартует с интервалом 10 минут. Первая - топ. В ней - те, кто стремится показать лучший результат и планирует бороться с призовые места. Во второй - народ без претензий на призовые места. В третьей - те, кто просто планирует добежать до финиша. Я был в 3-й группе, потому что это был мой первый марафон, и я не знал, на что рассчитывать.

Метров через 300 после старта я понял, что народ в моей группе бежит слишком медленно. А когда мы добежали до первого подъема, я заметил, что почти все перешли на шаг. Это мне показалось странным - ведь марафон все-таки про бег, да и было это самое начало. Я продолжал бежать в подъемы. Я не пытался держать темп в подъем - просто бежать, а не идти. У меня было опасение, что все эти люди вокруг меня знают что-то чего не знаю я. Например, что через 20 км им понадобятся силы, которые они сейчас экономят, переходя с бега на шаг. Я чувствовал себя нормально, поэтому продолжал бежать во все подъемы. На тренировках я пробегал больше 30 км - так что мне было примерно понятно, чего ожидать. Я понимал, что все еще очень далек от истощения. Короче, пока бежится, почему бы не бежать. Прогуляться по парку Нууксио можно в любой свободный выходной.

Ближе к середине дистанции, после невероятно крутого подъема, в который просто невозможно было забежать (поэтому пришлось подниматься в него пешком) и который был похож на гору для прыгунов с трамплина, я стал понимать, что бегу довольно неплохо, даже хорошо. К тому моменту я уже стал обгонять народ из первой стартовой группы. Я все еще чувствовал себя хорошо. Ничего не болело, кроссовки не натерли. Единственное, что меня смущало на тот момент - как поведет себя организм после 30 км. Одно - пробежать 30 километров на тренировке, другое - бежать эти 3- километром по пересеченной местности, с перепадом высот, с затяжными подъемами. Есть такое понятие в марафонском беге - стена. Это когда в районе 28-30 км становится тяжело. Это как правило связано с недостатком анаэробных тренировок и с недостатком объема простого аэробного бега. Я заметил общую усталость после 25 км, но не заметил серьезного спада. Я все еще без сверх-усилий мог поддерживать темп.

После того как я почувствовал уверенность в том, что смогу добежать, я стал общаться со всеми, кого встречал. Я шутил, спрашивал о самочувствии, предлагал свои гели-энергетики - короче, старался получить кайф от происходящего.

Последние километры были нетрудными. Я бы сказал, что тело и мозг устали, скорее, от монотонности, чем от физических усилий. После финиша я чувствовал себя прекрасно. Было ощущение, что я мог бы пробежать лучше (но поскольку пробежать лучше не было целью, я об этом не волновался). Я бы мог выиграть какое-то время, если бы стартовал в первой стартовой группе. Им никто не мешался на дороге. они просто бежали и бежали. Им не нужно было ждать, когда на узкой лесной тропинке появится возможность обогнать.

В тот день, кстати, кроме марафона, в Нууксио проходил забег на 70 километров. Участники стартовали в 6:30. Но это совсем другая история.

-----------------------

Пока тренировался, я понял, как сохранять тренировочные вещи свежими. Для этого не нужно стирать все вещи раз в два дня. Нужно просто после каждй тренировки прополоскать тренировочную одежду в простой воде. Пот уйдет вместе с водой, и одежда останется свежей.

Previous post Next post
Up