В предыдущем посте рубрики речь шла о приобретении нашим виртуальным ансамблем собственной аппаратуры для выступлений. При этом мы не учли, что уже не очень начинающий коллектив все еще играет на бюджетных инструментах. Устраним эту недоработку - рассмотрим, на какие инструменты среднего ценового класса (до $1000 за гитары и до $2000 за клавишные и ударные) можно ориентироваться группе «местного значения».
Гитары
В среднем диапазоне цен на выбор инструмента уже сильнее влияет стиль исполняемой музыки. К примеру, для джаза, блюза и рок-н-ролла лучше подыскать полуакустическую гитару, такую, как
Ibanez AS73T или
Epiphone DOT. Любители «мяса» наверняка оценят по достоинству цельнокорпусные «топоры» с хамбакерами вроде
Jackson JS-серии или
Ibanez RG. Кстати, хамбакеры в некоторых моделях Ibanez серий RG и SA могут превращаться в синглы; присутствуют в этих линейках и
гитары с синглами как таковыми. Следовательно, такой инструмент может подойти для разных стилей музыки, равно как и легендарные
Fender Stratocaster (в данном случае мексиканской сборки) или
Epiphone Les Paul. А используя на хорошей гитаре широкополосные активные звукосниматели в комбинации с параметрическим эквалайзером, можно и вовсе забыть о каких-либо стилевых ограничениях.
Бас-гитары
Здесь выбор тоже основывается на схеме звукоснимателей в зависимости от стиля музыки. Известно три наиболее распространенных схемы - о классических
Precision Bass и
Jazz Bass речь
уже шла. Для рока и диско некоторые предпочитают схему
MusicMan Stingray. Кроме того, никто не отменял акустику.
Что ж, для всех этих вариантов в среднем диапазоне цен найдется свое решение. В плане классики если немного «зашкалить» за оговоренные нами в начале статьи 30000 рублей, то можно приобрести опять-таки мексиканские, но «те самые»
Fender Precision Bass и
Jazz Bass. Более дешевое и универсальное решение предлагает Yamaha - в их гитарах
BB-серии сочетаются хамбакер от Precision и бриджевый сингл от Jazz Bass. Этот же производитель может предложить
инструменты на основе схемы Music Man.
Что касается акустических бас-гитар, здесь мы вновь встретимся с марками
Fender и
Ibanez.
Ударные
Выбор ударной установки - процесс не такой уж простой, как кажется. Важно, из какого дерева сделан барабан. Если на начальном уровне нам приходилось довольствоваться установками из тополя, липы и дешевых сортов красного дерева, то теперь можем присматриваться к барабанам из клена или березы. Изготовленные из красного дерева установки дают громкий звук на низких частотах, но в середине диапазона и на «верхах» они не столь выразительны. А вот инструменты из березы получаются с пронзительными высокими частотами и сильными «низами». Но если для поп- и рок-музыки это хорошо, то в блюзе, к примеру, не всегда полезно. В то же время клен будет идеальным материалом для барабанов, использующихся как универсальный инструмент для разных стилей музыки. У таких барабанов подчеркнутые «низы» и сбалансированные средние и высокие частоты.
Определяющую роль играют также размеры барабана, а именно - диаметр и глубина корпуса. Чем они больше, тем барабан громче. Однако выиграв в громкости и проекции, проиграем в чистоте звука, его детализации. Это объясняет популярность бóльших размеров в музыке тяжелых стилей и меньших - в таких жанрах, как джаз или фанк.
Типичные барабанные установки из клена по интересующей нас цене - это
TAMA Superstar и
Yamaha Maple Custom. Примером установки из березы может служить
Yamaha Stage Custom.
Что касается «железа», то хорошие тарелки бывают из «европейской» (сплав B8) и «турецкой» (сплав B20) бронзы, а также из различных комбинаций этих сплавов. Например, комплекты тарелок
Zildjian ZBT Pro и
Sabian B8 Pro изготовлены из сплава B8, а
Sabian XS20 - из сплава B20. О чем это может говорить? Если тарелки из B20 дают теплый и сочный звук, то из B8 - наоборот, яркий и прорезающий. Вывод о том, для каких стилей какие тарелки подойдут больше, напрашивается сам собой. B20 - для нетяжелых стилей, джаза, возможно, баллад. B8 - для современной музыки от «попсы» до различных видов метала.
Итак, об акустических ударных установках рассказали. А ведь есть еще электронные. Действительно, наш бюджет уже позволит приобрести неплохой электронный инструмент. В этом случае, несколько проиграв в «живости» ощущений от игры, получим потрясающую компактность, универсальность и легкость в микшировании. Вот например
Roland TD-9K является относительно недорогим, но неплохо звучащим инструментом с достаточным для большинства концертов функционалом. В то же время
Alesis DM 10 Studio Kit за сопоставимую цену предоставляет уже больше возможностей для управления звуком и более естественные ощущения от игры.
Кстати, электронные установки располагают еще одной интересной особенностью: у них есть MIDI-интерфейс, а это значит, что барабанщик может использовать не только «зашитые» производителем звуки, но и прибегнуть к помощи программных сэмплеров, таких, как
EZ Drummer или
BFD. За таким разнообразием тембров ни одной акустической установке не угнаться!
Клавишные
Выбор клавишных инструментов выше начального уровня определяется не только предпочитаемым стилем музыки, но и, как ни странно, образом жизни самого клавишника, поскольку для разных ситуаций подходят инструменты с разной «начинкой». Если музыкант играет исключительно в коллективах и на сцене, есть смысл остановиться на сценических синтезаторах, таких, как
Roland Juno Di или новый
Korg PS60. Если «подхалтуривает» в одиночку на вечеринках и в ресторанах, не обойтись без качественного автоаккомпанемента, как, например, у
Korg Pa 500. А если клавишник любит экспериментировать, сочинять музыку или писать аранжировки, ему подойдет рабочая станция, примером которой в среднем ценовом диапазоне могут служить
Korg M50,
Korg TR или
Yamaha MO6. Инструменты такого типа позволяют создать музыкальную композицию «с нуля», не прибегая к помощи других устройств. При этом они ничуть не проигрывают сценическим синтезаторам в гибкости управления.
Несколько слов об эффектах
Ранее мы уже
упоминали, что музыканты в группе должны слушать самих себя и друг друга, чтобы звучание коллектива было сбалансированным. С той же целью нужно разобраться, как будет обрабатываться сигнал с различных инструментов. Если этим пренебречь, гитарист может накрутить процессор так, что не будет слышно ни вокал, ни другого гитариста, а клавишник в отместку «нарулит» тембр, который уничтожит все оставшееся звучание группы. Никто не спорит, подчеркнуть индивидуальность своего инструмента нужно, но это делается не в в ущерб другим музыкантам. Применяя те или иные эффекты, задавайте себе вопрос, что именно и с какой целью вы хотите сделать - ведь помимо голой физики обработки звука есть такое понятие, как художественный замысел произведения. Подумайте, как вносимые изменения отразятся на художественном восприятии материала; какое настроение, какие идеи при этом передает обработка. И вновь слушайте и смотрите: звучание инструмента изменилось - как оно теперь вписывается в звучание всего ансамбля, как реагируют на изменения другие музыканты, не мешаете ли вы им.