Текст с сайта HypeBot.com про выплаты авторам за то, что они сами же исполняют свои произведения в публичных местах. Текст от Зои Китинг, известной в узких кругах независимой виолончелистки лихо справляющейся со своей карьерой без помощи лэйблов.
http://www.hypebot.com/hypebot/2012/03/another-post-where-i-attempt-to-understand-the-performance-royalty-system.html---------------
Как артист "сделай сам" на мне лежит обязанность разузнавать все аспекты музыкального бизнеса. Я стараюсь изо всех сил, но иногда кое-какие моменты даются с большим трудом, в особенности то, что касается выплат роялти (авторских отчислений) за публичное исполнение от организаций вроде ASCAP и BMI. Система таких выплат, этих пресловутых роялти для теле-радио эфиров уже достаточно запутанная, а про роялти за публичное исполнение на концертах я вообще ничего не знала. И вот что я недавно узнала.
Чуть больше года назад я обрела агента по букингу, то есть человека забивающего мне концерты - его зовут Марк Лурье из Скайлайн Музыки. Он и все агентство - нечто прекрасное и они сильно повлияли на ход моей карьеры. Не только мой агент выбивает мне хорошие выступления, также он добивается того, чтобы для меня были наилучшие условия и наличие контракта.
После концерта происходит нечто, что называется "doing the settlement" - "совершение устаканивания". Это когда артист или представляющие артиста лица встречаются с промоутером и они вместе разбирают финансовую сторону концерта в соответствии с договором... И происходит выплата артисту за выступление.
Иногда контракт это процент от общей кассы, но я чаще всего получаю гарантию и, может быть, процент от "остатка", если есть прибыль. Из вала общих кассовых сборов вычитаются расходы на свет, звук, персонал, аренду зала, рекламу, страховку и так далее. В таблицах по вычислению прибыли концерта много статей расхода и я не могла не заметить строчку ASCAP.
К примеру, касса одного из моих концертов в прошлом месяце оставила $9336. Одним из расходов были $86 в счет ASCAP.
Что же это такое? Это стандартная сумма, которую получает от зала организация по коллективного управлению правами ASCAP за каждый концерт авторов членов этой организации. Лицензия, разрешение на использование музыки авторов ASCAP. Мои композиции у них тоже зарегистрированы, так что я рано или поздно получу свои деньги, так?
Не так.
Когда я играла в Британии, то передала список всех исполняемых произведений в виде заполненного бланка организации PRS через площадку/промоутера. И я предположила, что ASCAP возлагает бремя сбора данных о том, что за произведения звучали, на артистов. Я позвонила им, чтобы узнать какие мне нужно совершить действия, чтобы получить свои авторские.
Мне сообщили, что мне никаких авторских не причитается. Представитель ASCAP сказал, что они выплачивают авторские за концертные исполнения только в случае 200 туров с наибольшими сборами, опираясь на статистику журнала о концертной индустрии POLLSTAR. Кроме этого они выплачивают роялти за "живые симфонические и региональные концерты", что бы это ни было, но это точно не мой случай.
Другими словами: каждый день тысячи концертных площадок обязаны платить ASCAP процент от своих кассовых сборов, а они потом отдают эти деньги ... давайте глянем кто там у нас в чарте Поллстар 2011 года... U2, Taylor Swift, Kenny Chesney, Lady Gaga, Bon JOVI и так далее.
Было невероятно увлекательно узнать как работает музыкальный бизнес. Я и впредь буду сообщать о своих изысканиях.
-----------------------------------
За последние 7 лет я сыграл около 170 концертов. В 2009м сыграл 70 выступлений. За все это время список исполняемых произведений я подавал раза три от силы. Однажды это было в питерском Джао Да.
Даже в случае с большими площадками вроде КЗ Минск (я играл в гостях у Биллис БЭНД) или фестивалей вроде Окна Открой в СПБ никто с формами для РАО или НЦИС не бегал. Понятно, что все это мелочь. Но! Для авторов всякая копейка была бы не лишней.
Решение сегодня может быть простым - приложение для iOs, Android с формой внесения композиций и авторов , а также распознавание произведений более известных авторов на слух. Это уже делают Шазам и ШаркСаунд на iOs.
Каждая площадка регистрируется в базе организации по коллективному управлению правами и потом вносит данные после каждого концерта. Либо через приложения, либо через форму на сайте. Бумажки я бы оставил в прошлом.
Вся немецкая налоговая бухгалтерия уже несколько лет работает исключительно в цифровом режиме. Все декларации от предпринимателей принимаются только через сайт налоговой. Так что возможно. Концертных площадок не так уж и много. Интернет доступен. Думаю вполне решаемо.
Остается найти средства для создания базы и механизмов вычисления/распределения авторских.