Оригинал взят у
onfrom в
Дорога Кисловодск - Джилы-Су Эльбрус с Севера: Дорога на Джила-Су - последние новости и фото
Путь на Эльбрус с Юга, как известно, хорошо известен, доступен, укатан и проходит по Баксанскому ущелью.
Восхождение на Эльбрус с этого направления для новичка предпочтительнее - канатка, многочисленные гиды и фирмочки, ратрак доставит при желании чуть ли не на седловину.
Минусы?
Очевидны.
Толпы. Грязь. Мусор.
ИМХО для настоящего туриста гораздо интереснее восхождение на Эльбрус с Севера.
Здесь природа практически остается девственно чистой, мусора присутствует в гораздо меньших количествах, а толп народа вы не увидите.
Восхождение напоминает (конечно, косвенно) восхождение на пик Ленина на Памире - тактикой, пейзажами, подходами,
Даже сусликами, хотя ради справедливости следует заметить, что памирские раза в 3 крупнее.
Кроме того, в этом районе находятся знаменитые природные источники Джилы-Су.
Сложность составляла
дорога от Кисловодска до Джилы-Су (и к рядом находящейся поляне Эммануэля, на которой располагаются обычно базовые лагеря восходителей).
Вплоть до последнего года она была доступна для внедорожников, с большой вероятностью диагностики и ремонта после поездки.
Но вот сейчас эта дорога асфальтируется (
работы должны быть завершены к концу 2013 г )
Варианты проезда на Джилы-Су наглядно представлены
здесь .
До конца состояние дороги не совсем было понятно, в форумах утверждалось, что асфальт уже уложен чуть ли не на всем пути.
Мы отправлялись в путь на переднеприводном паркетнике Nissan X-trail 2002г выпуска 14 июля и возвращались обратно 21 июля 2013г.
Вывод следующий.
По состоянию на 21 июля 2013 к источникам долины Джилы-Су можно проехать на обычном седане.
Недалеко от финиша есть разветвление на поляну Эммануэля, так вот там дорогой никто не занимается.
Мы попытались по ней проехать, но вовремя одумались.
Позже на поляне Эммануэля мы увидели пару 4вд паркетников, и небольшое кол-во более солидных джипов.
Ну а для "буханки" УАЗ это обычная дорога.
На поляну Эммануэля таким образом мы не добрались, а приехали на поляну (урочище) Джилы-Су, и там разбили совй базовый лагерь.
До поляны Эммануэля с рюкзаком там примерно 30-40 минут по отличной тропе.
Точнее, это дорога, начинающаяся мостом через бурный поток.
Мост и проезд для транспорта были испорчены селью несколько лет назад.
Сейчас мост подправлен для пешеходов.
Так что нет смысла ехать с риском поломаться на поляну Эммануэля, а спокойно заехать и обосноваться на Джилы-Су.
Предстоит проехать в общей сложности 80 км (Кисловодск - Джилы-Су).
В Кисловодске по главной лороге двигаемся от православного храма к ул. Гагарина и по ней до мечети.
От нее идет совершенно обычная невзрачная разбитая асфальто-грунтовка, цивильных приезжих сменяют коренные персонажи словно с рассказов Льва Толстого - древние старцы в балахонах, почти полностью укутанные женщины.
Первые 5км навевает печальные мысли - где же обещанный асфальт и дорога лучше, чем в Баксане"?"
Разбитая проселочная дорога, забытая Богом (точнее, муниципальными чиновниками) .
Далее она получше, и вскоре переходит в отличный асфальт.
На 15-м км встречаем практически единственный поселок - Кичи-Балык.
Это вид его сверху, когда мы уже его проехали
Обсерватория на холме
На 34-м км подьезжаем к знаменитой долине нарзанов.
На фото - вид сверху после проезда этого благодатного уголка.
Из Википедии - "В Долине Нарзанов была расположена турбаза «Долина Нарзанов» (350 мест, в 36 км от курорта Кисловодск); не работает с 2007г. Остались летние домики на 2 человек, в которых ночуют самодеятельные туристы"
Здесь советую остановиться - посмотреть есть что, а также набрать нарзана из источника.
Вода меняет цвет при взаимодействии с воздухом примерно через 2 часа, поэтому нужно в емкости постараться оставить минимальное количество воздуха.
Дорожка к источнику занимает примерно 200м
Слева выше указанный большой корпус советских времен, пустой и представляющий сейчас жалкое зрелище - нет, видимо, хозяина.
Он отрыт, как и другие обьекты, можно зайти и посмотреть своими глазами.
Рядом несколько скульптур тех же времен и в том же запущенном состоянии.
И вот открывается прекрасное строение в виде башни, также в полностью запущенном виде.
На ступеньках в плитке выложена дата - 1936.
Заходим.
На первом этаже видны большие купальни.
На втором и третьем - спальные (жилые) комнаты, кое-где сохранились лохмотья бумажных обоев.
Лестница на миниатюрную верхнюю площадку. Вид с этой площадки.
Спускаемся и идем к источнику.
Он находится рядом с бурным потоком реки Хасау.
Вообще, долина Нарзанов даже в таком запущенном состоянии производит впечатление райского уголка, куда можно приехать в отпуск, подальше от людей, к чистой природе и замечательным источникам.
Мы же едем дальше.
Доезжаем до "коровьего места", где хозяева (коровы) снисходительно пропускают машину (так было и туда, и обратно).
Дорога также продолжает виться среди живописных холмов.
Всего насчитывается пять перевалов и заключительный подьем на Джилы-Су (высота 2300м).
Доезжаем до отрезка, где как раз ведутся асфальтовые работы
Далее - остаток 33 км грунтовки.
Он проутюжен практически везде грейдером, асфальтирование идет ежедневно (на обратном пути мы считали встречные машины с асфальтом до 12 штук, потом считать перестали).
Здесь начинается участок, проходящий через лесной массив - пейзажи вокруг красивые (впрочем, как и на всем протяжении дороги).
Коммерческие УАЗ-"буханки", везущие туристов и оборудование - классика жанра на этой дороге.
Примерно на 77-м км подьезжаем к мосту через Малку - старому и рядом стоящемуся.
Последние километры самые плохие в дорожном исполнении, но тем не менее не представляют трудностей даже для жигуля 6-й модели.
ИМХО рано или поздно эта громада обвалится.
Здесь встречаются осыпи, которые пока не загородили дорогу-)
Вот и конечная цель - урочище Джилы-Су на фоне прекрасного Эльбруса.
А вот вид сверху на строящийся мост, который мы недавно проехали.
Проезжаем последний мост перед Джилы-Су.
Последние 100-200м - преодоление ручья прямо по дороге - постоянно мокрого разбитого места
На фото Волга преодолевала этот подьемчик с помощью двух мужиков.
И вот мы на поляне, здесь множество автомобилей - от седанов до внедорожников - d36.
С учетом посещения Долины Нарзанов дорога заняла 3 часа.