Имидж «Золотой маски», который долгие годы оттачивался командой организаторов фестиваля, во многом непоколебим и выбор экспертов, безусловно, достоин внимания. Но вряд ли чей-то вкус, даже экспертный, может удовлетворить ожидания всех зрителей. Драматические спектакли я не смотрел уже давно, по личным убеждениям и никаких открытий от драматического театра не жду. Но мне достались билеты на спектакль «Гроза» костромского театра драмы, который показывали в рамках программы «Маска плюс», и я на него пошел. По словам организаторов, «Маска плюс» дает возможность зрителям увидеть спектакли, которые не вошли в конкурсную программу фестиваля, но заслуживают не меньшего внимания. Вот мне и предстояло это проверить. Правда заранее настраиваться я не стал ни на хорошее, ни на плохое.
Ощущение грозы в этом спектакле постоянно. Грозовые облака из полиэтилена, нависшие над сценой, и музыка в стиле хард-кор в первые секунды действия создают эффект наэлектризованности воздуха очень точно. Очень правильно. В такие моменты ждешь театра в стиле передового авангарда, где актеры будут выражать эмоции в танце или с помощью пантомимы. Но на сцене появились самые обычные актеры в русских рубахах и платьях времен столбового дворянства и начали играть вполне себе обычно, словно не обращая внимания на тот футуристический антураж, который их окружает. Я глубоко убежден, что драматическое искусство стоит в ряду тех видов искусств, где фальшь чувствуется очень остро. В игре актеров я не увидел переживания настоящих чувств, зато увидел, как актеры их могут их имитировать. Такая игра по-актерски добротная, от той игры, которую можно, например, увидеть в студенческих спектаклях театральных вузов, совершенно не отличается. Показать тонкие эмоциональные настроения, переживания (которых в «Грозе» очень много) на сцене - задача не из легких. Можно считать, что актеры в этом случае с ней не справились, и настоящие переживания людей на сцене превратились в какие-то утрированные до примитива действия, которые изображают страх/любовь/ненависть (нужное подчеркнуть). Вот эту примитивную игру я и наблюдал на сцене. Но самих актеров за это вряд ли можно судить. Здесь речь, скорее, о промахе режиссёрском. Сергей Кузьмич как будто увлекся идеей фарса, в которую органично вписывается и музыка сплинов, и древнерусские кокошники, но от Островского это так далеко, что о той жизни, которую должны прожить герои «Грозы», речи уже не идет. Речь идет о навязывании зрителю тех идей, которые режиссеру показались новаторскими. Но, дорогие мои, «смесь французского с нижегородским» - это еще не авангард, это фарс, который так и остался жанровым приемом и ничего нового для понимания пьесы не дает. И это ощущение какого-то неаккуратного обращения с оригиналом довольно печально наблюдать. Нет, я совсем не за костюмированное представление и консервирование драматургии. Но в этом «красивом» жесте, помимо самого жеста, должна быть идея. Вот этой идеи я в интерпретации Сергея Кузьмича не увидел. Хорошо это или плохо.