энергия и психоз

Aug 09, 2015 11:34

Оригинал взят у rubstein в энергия и психоз
Этот текст адресован специалистам - психологам и психотерапевтам. Хочу поделиться сложившейся у меня теоретической конструкцией на основе собственных наблюдений за собой и другими.

В гештальт-подходе мы рассматриваем человека как потребностное существо, которое может чувствовать себя более или менее удовлетворенным в зависимости от того, насколько ему удалось адаптироваться к окружающему миру, то есть, насколько ему удалось организовать удовлетворение своих потребностей ресурсами среды.
В базовом учебнике по гештальт-подходу используется понятие "цикл опыта", известное так же как "цикл контакта" или "кривая контакта".

Вертикальная шкала - энергия развития потребности, горизонтальная шкала - время.
График представляет собой стандартный цикл появления, нарастания и удовлетворения потребности, а так же ассимиляции и прироста опыта в результате контакта организма со средой. Подробнее об этом можно почитать в учебниках.

Так вот. Мы изучаем сами потребности, их динамику, а так же как, при каких обстоятельствах и чем они могут быть прерваны травматически или невротически, и на этом основании строим методы помощи клиентам в здоровой потребностной саморегуляции.
Но само понятие "энергии потребности" нигде не описано (я не встречала, если уже описано - киньте в меня ссылкой, может я отстала от жизни).

Если сфокусироваться не на каждой отдельной потребности, а на самой энергии потребностей, то очевидно, что она не может быть в каждой потребности разной, это одна и та же физическая величина, которая побуждает организм двигаться (жить) в среде для удовлетворения этих самых потребностей.

Если рассматривать невротические и психотические нарушения с точки зрения функционирования этой самой энергии, то, на мой взгляд, процесс устроен следующим образом.

Невротическая адаптация к среде - это автоматическая неосознаваемая блокировка проявления энергии по сценарию, которому человек обучился в среде, в которой он был сформирован. Например, в семье.
Чем больше и жестче были ограничения на проявление энергии, тем более сложные способы изобрела психика и физиология этого человека, чтобы не сдохнуть - самые разнообразные формы психофизиологических защит и поведенческих стратегий выживания, позволяющих энергии таки находить выход и быть реализованной.

Невроз является "болезнью умников", поскольку там, где ребенка обучают сильно ограничивать физиологические проявления в угоду социализации, энергия потребностей вынужденно расходуется в большей степени на умственную работу и в гораздо меньшей - на физиологическую адаптацию. Следствием чего является неумение организовать свою жизнь и отношения с людьми с точки зрения простого бытового удобства, а так же психосоматика, зато сильно развитый интеллект.

Чем более жесткая привычная депривация витальных потребностей, тем сильнее энергия бьет по мозгам. Поскольку эта энергия целиком физиологическая, то особо опасными для формирования неврозов и психозов являются возрастные периоды, когда она более всего активна: половое созревание, например, или роды. А так же - периоды кризисов, возрастных или социальных, или травм, когда жизненная ситуация человека дестабилизируется и энергия не может быть реализована по привычному маршуруту. Не найдя привычного выхода, она так же бьет по мозгам. АПД. Внезапный выигрыш в лотерею тоже относится к кризисам.

Я полагаю, что, в принципе, если энергия не реализуется на физическую саморегуляцию, она бьет по мозгам, чтобы заставить их работать на эту самую саморегуляцию. И это вполне адаптивное приспособление: действительно, когда у человека нет выхода, он способен придумать, скреативить новый способ адаптации, и в этом смысле эта энергия - творческая.

Однако, случаются ситуации, когда объем неудовлетворенности таков, что энергетический удар по мозгам превышает навыки мышления и саморегуляции человека его конструктивно употребить. И вот тогда человеку сносит крышу: он полностью теряет контакт с физической реальностью, уходя в конструирование такой картины мира, в которой он способен пережить накрывшую его сильнейшую фрустрацию потребностей. Вернется ли он обратно на планету Земля, зависит от: 1. его понимания, что именно с ним происходит, и способности это наблюдать, 2. его навыков осознанно регулировать свою энергию, направляя ее в телесные процессы.

В этом процессе конструирование картины мира является так же саморегулирующим, адаптивным процессом, а не патологией, и, я полагаю, что многие психологи и психотерапевты, кто пытается избавить своих клиентов и пациентов от этих конструкций, скорее вредят процессу саморегуляции, чем помогают. Расщепленная взрывом мозгов психика рисует как раз ту самую картину, осознавание и интеграция которой помогают клиенту обрести целостность и наладить саморегуляцию. Через метафору этой конструкции, по сути, клиент описывает сам для себя и для окружающих, что именно нужно интегрировать и присвоить, для того, чтобы освоить энергию и смочь ею управлять.

Вред от обесценивания и разрушения этого саморегулирующего творчества заключается в том, что клиент пугается этого процесса, считая себя сумасшедшим и опасаясь реакции на него социума, подавляет его, вместо того, чтобы интегрироваться, и обретает новую блокировку энергии - ни в коем случае не дать себе сойти с ума. То есть, закрыть и этот выход тоже. Следствие такой блокировки - неуправляемое съезжание крыши с ускоряющейся цикличностью или тяжелая соматизация энергии вплоть до саморазрушения.

Previous post Next post
Up