Дорога в Рим

Oct 09, 2017 01:15

Примерно год назад или немного раньше я обнаружила, что мой путь лежит в Католическую Церковь. Я долго этому сопротивлялась разными способами - особенно закрыванием глаз, ушей, а также "очей сердца". Доверием к тем, кто транслирует мифы о католичестве, даже не пытаясь ознакомиться с катехизисом. И вообще - "нехочунебуду". И даже когда я уже примирилась с мыслью, что полнота учения о Христе есть только в Католической Церкви, еще долго пытала свою совесть на предмет того, а не делаю ли я это потому что, например, обиделась на кого-либо в "своей" церкви, или меня не устраивают детали богослужебной практики там или некоторые ограничения, которые прямо не следуют из Писания, но являются результатом пасторской трактовки оного, - или что-то еще, что имеет мало отношения к Истине. В общем, видит Бог, я упиралась руками и ногами.

А началось все с того, что мне с детьми было непросто ездить из Парголово на Московскую на богослужение, которое длится около трех часов. А потом с голодными и очень уставшими детьми нужно было добраться обратно, никого не съев по дороге. Муж мой богослужения не посещает, так что вероятность по крайней мере покусать детей по дороге домой была очень высока. И я стала смотреть, какие протестантские церкви есть поблизости, чтоб можно было в дороге проводить не полтора-два часа в одну сторону, а хотя бы час. Церкви-то нашлись во множестве, но минута слабости прошла, а в голове зазвучали слова пасторов "в какую церковь призвал тебя Господь, там и сиди". Однако это небольшое исследование привело меня к неожиданным результатам: я обнаружила такое разнообразие ересей (да, я сейчас могу сказать это слово), что не смогла бы просто прийти в "любую" протестантскую церковь. В одной деноминации Святого Духа за личность не почитают, в другой не верят в пресуществление хлеба и вина в таинстве Евхаристии (впрочем, и в моей тогдашней церкви не все пастора в это верили, как потом оказалось), в третьей считали, что Иисус имеет только Божественную природу (а у нас с кафедры вообще говорили, что Мария родила только человека, поэтому ее нельзя называть Богоматерью - но я до поры предпочитала закрывать на это глаза). В общем, было из-за чего беспокоиться. Я даже глянула одним глазом в сторону Католической Церкви, потому что по всем этим вопросам у меня с ее учением было полное согласие. Но "эти католики"! они же верят в непогрешимость Папы! - думала я. Да еще и Марии поклоняются. И вообще. Sola Scriptura и все такое. Короче, взгрустнула я и добавила к своим молитвам ма-аленькое робкое прошение о единстве Церкви и полноте учения. И продолжила ездить на Московскую.

Другой важный момент (точнее, самый важный) - это размышление над тем самым принципом sola scriptura. Я неоднократно видела, как в интернет-дискуссиях атеисты выводили из Писания идеи, совершенно противоположные тому, во что верит Церковь. Вплоть до того, что Бога нет вовсе. И на это им возражали (в том числе служители и прихожане моей той самой церкви), что они просто неправильно понимают Писание. Но позвольте, думалось мне, а кто определяет, правильно или не правильно, кто эксперт? У католиков (впрочем, и у православных) есть ответ на этот вопрос. У протестантов его нет. Кроме того, сам канон Писания составлен не апостолами или другими свидетелями жизни Христа. По всему выходило, что Евангелие должно было каким-то чудесным образом сохраниться неизменным по крайней мере до момента утверждения канона Священного Писания. Но если допустить, что Евангелие передавалось не в виде Священного Писания... нет, об этом даже и думать не хотелось. Выходило, что я должна довериться и авторитету Священного Предания, хранителем которого является Церковь. Ну а как же непогрешимый Папа? Ведь "все согрешили"? Что-то где-то не сходилось.
Были, конечно, еще и разные мелочи, внутренние противоречия, странности, но это все было вторичным, потому что подо мной шаталось само основание протестантского богословия.

Я оказалась в странном положении. Пойти к нашим пасторам и обсудить с ними мучающие меня вопросы я не могла. По множеству причин. Например, один из пасторов позволял себе крайне предвзятые высказывания по отношению к православным и католикам с кафедры и мне сложно было поверить, что он будет хоть сколько-нибудь объективно и серьезно рассматривать мои сомнения, размышления и думы. Кроме того, именно он как-то неоднозначно высказывался по поводу пресуществления вина и хлеба. И пассаж про Марию, мать только человека, тоже его. Было о чем переживать. Другой пастор настолько грубо реагировал на высказываемые вслух мысли о том чтобы сходить в какую-нибудь церковь, кроме "нашей", что довериться ему как-то не приходило в голову. Другая причина состояла в том, что принятый в церкви формат беседы - это 5-20 минут после богослужения в толпе народа, примерно каждый человек из которой хочет если не поговорить, то хотя бы поприветствовать пастора. И это с маленьким Самуилом на руках, который не способствовал ясности выражаемых мыслей. Тут, конечно, еще уместно вспомнить про старших девочек, которые к концу богослужения были уставшие и голодные. Ну и конечно, одной из причин было то, что всё, что могли сказать пастора в защиту пяти Sola и вообще протестантской теологии, я за десять с лишком лет неоднократно слышала, читала и даже сама писала и говорила. А к католическому священнику я не могла пойти, потому что "ну конечно же, он будет защищать свое вероисповедание любыми доступными аргументами". Короче, никаких независимых судей, экспертов и аналитиков не было. Я осталась с этим одна.

И вот в один из обычных дней на страничке фейсбука у Павла Парфентьева я наткнулась на ссылку на статью об этой самой пресловутой "непогрешимости" Папы Римского. Которая оказалась вовсе не непогрешимостью, а безошибочностью. Да еще и только в определенных вопросах. Да еще и при определенных условиях. Одно из которых - непротиворечие учению Церкви. Учению Церкви? Оп! - и картинка сложилась. Недостающий кусочек найден. Но это получается, что я должна... То есть совесть говорит мне, о том, что... Но нет, сколько лет я слышала, что спастись можно в любой церкви. И что нужно оставаться там, куда Бог тебя призвал. Можно было закрыть глаза и сделать вид, что я ничего не читала или что эти коварные католики написали это только чтобы - да неважно, на самом деле, зачем. Но сердце и совесть совершенно ясно говорили мне о том, что именно я должна делать. В той моей церкви подобное описывали как водительство Святого Духа. И говорили о том, как важно Ему подчиняться. Обманывать себя было невозможно в любом случае.
К тому времени я уже довольно долго общалась с друзьями католического вероисповедания. Мы не слишком много говорили с ними о вере, хотя кое-что иногда обсуждали. Не углубляясь. Очень уважительно с их стороны (надеюсь, что с моей тоже). Никаких споров. Никакого давления. На любой вопрос можно было получить ответ, правда, я не слишком часто пользовалась этой возможностью. Обычно я присоединялась к их молитвам (но конечно - конечно! - я не молилась Марии и святым - невозможно было и подумать об этом). В процессе я твердо выучила "Отче наш" и Символ Веры - мне немного неловко писать об этом, но эти молитвы не были в чести в моей церкви. Но они давали мне покой, в отличие от "молитвы на языках", на которой настаивали пастора. Очень многое мне было близко из того, что я видела в жизни моих друзей. И именно там был тот человек, который бы точно не стал на меня давить. Или стыдить. Или увиливать от ответа. Или отвечать в насмешливом тоне на мой вопрос. Или давить авторитетом, забрасывая цитатами из Писания. Милая Эльгаладна, благослови тебя Господь! Впрочем, к этому времени вопрос о "непогрешимости Папы" был разрешен и в глубине души решение было уже принято. Но меня мучили некоторые вопросы, не настолько важные как авторитет Священного Предания (собственно, а вдруг! я приняла это решение из-за того что на кого-то обиделась? или из-за того, что меня не устраивают детали богослужебной практики? или из-за "поместных" ограничений? а вдруг это из-за того, что мне просто - о ужас - приятна компания друзей-католиков, то есть я попросту лицеприятна?). Я всерьез собиралась обсуждать эти вопросы со священником. Эльгаладна меня успокоила тем, что даже уже с принятым решением мне предстоит пройти катехизацию, так что есть время испытать свою совесть (или даже передумать). Ну и спокойно обсудила со мной все, что мне казалось необходимым обсудить.

6 ноября 2016 года я впервые попала на Святую Мессу западного обряда, которая поразила меня стройностью и красотой. С каждой мессой я все отчетливее понимала, что вот так оно должно быть. Катехизация была для меня как возвращение домой, в котором я никогда не была, но в котором меня ждали все это время. Это очень странное чувство (неправильное слово, но пусть будет оно), потому что обычно для меня ощущение дома создают близкие люди, но на богослужении (и вообще в храме, в молитве или размышлениях о вере) это ощущение исходит не от них и вообще не от людей. 14 апреля 2017, в Чистый четверг, я официально присоединилась к Католической Церкви.

Спасибо, Эльгаладна. Ты всегда была рядом, отвечала на вопросы, слушала, светила. Спасибо Небель, ты была рядом, говорила и слушала. Спасибо, Павел, за то, что не жалеете времени подробно и скрупулезно отвечать на богословские вопросы, кто бы их не задавал. Спасибо и тем верным католикам, на которых я могла просто смотреть.

дорога в Рим, просто христианство

Previous post Next post
Up