Ростов Великий: Часть III. Где менял профессию Иван Васильевич?

Mar 14, 2009 00:22


О кошках и птичках

Дома нам встречались в основном, сероватые и обшарпанные. Но порой внезапно глаз останавливался на вот таких вот потрясающих изразцах:


 



Ближе к центру многие дома могли похвастаться изысканной окраской:




Или оригинальной конструкцией - почти что флорентийская башня на российский манер:




Или тонким кружевом наличников:




Правда, довольно странна манера забивать фанерой окна нижних этажей - встречали ее в Ростове не раз. Из-за этого окна приобретают немного сюрреалистический вид - оправа без содержимого, рама без зеркала:




Жители Ростова очень любят животных. Например, если кому-то нужен котенок, он может обратиться за ним на улицу Урицкого или на улицу Энгельса. Надпись об этом трудночитаема, в стиле берестяных грамот - ну, настоящий любитель котят разберет.




Еще больше повезло птичкам. Для них всегда готов свежий корм в кормушке из серии «очумелые ручки».




Заплатив всего 10 рублей, можно попасть на территорию Ростовского Кремля. Он поддерживается в гораздо лучшем состоянии, по сравнению с Борисоглебским. Но проигрывает ему в какой-то «правдивости». Может быть, зря его выкрасили в такой странный розовато-свекольный цвет?




Основной ансамбль Кремля складывался не при ростовских князьях, а во время, когда Ростов был центром богатой Ростовской митрополии. Не случайно главная часть Кремля так и называется - Митрополичий двор.




Как всегда, несколько фактов

Факт первый. Главный собор Кремля - Успенский. Здание, которое мы видим сейчас - пятое из существовавших на этом месте. Предыдущие все сгорали. Этот был построен в XVI века, предположительно - итальянскими зодчими. Реставрируется.




Но, пока идешь к нему переходами через Церковь Воскресения, вдруг видишь этак незамысловато сложенные в уголку белые каменные блоки. Подходишь ближе - оказывается, это от фундамента собора XIII века.




Факт второй. Все основные постройки Кремля были сделаны во время митрополита Ионы. Из простой крестьянской семьи, из деревни с непростым названием - Ангелово, в юности он постригается в монахи, и в двадцать лет он становится настоятелем Белогостицкого монастыря под Ростовом. В сорок пять патриарх Никон делает его митрополитом Ростовско-Ярославским. Когда Никон ссорится с царем и уезжает в ссылку, Иона становится местоблюстителем Патриаршего престола. Однако, как-то раз, во время внезапного приезда Никона в Москву, он подходит к нему под благословение и за одно это выходит у Алексея Тишайшего из доверия. Его отправляют обратно в Ростов, где он и строит свой владычный двор, который должен стать земным прообразом райского града.

Чуть было не ставший патриархом, Иона устроил у себя в ростовской ссылке все, как в московском Кремле. В Вербное воскресенье он мог, как и патриарх, выходить из своих Спасских ворот (в Ростове - Святые ворота), садиться у храма Входа в Иерусалим на осляти (в Москве - придел Входа в Иерусалим в Храме Василия Блаженного) и следовать к Успенскому собору.

В прошлом году это действо было повторено в Ростове впервые с XVII века. Выглядело это вот так (фото отсюда):


 


Правда, вместо трогательного осляти - обычная лошадь. Так надо?

Факт третий. Но в массовом сознании если что-то и связано с Ростовским Кремлем, так это комедия Леонида Гайдая по пьесе Михаила Булгакова.

Как вспоминает кто-то из участников съемок, «в старинном русском городе … группа иностранных туристов осматривала древний Кремль. Вдруг мимо промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Туристы, конечно, ехали за «рашен экзотик», но не до такой же степени. Были в группе и элегантные старики из бывших белогвардейцев - приехали взглянуть на Родину. По-русски понимали, и поэтому, когда всклокоченный стрелец заорал: «Живьем брать демонов!», один старичок схватился за сердце и прошептал: «Боже, неужели опять революция?!». А это были съемки последнего по-настоящему гомерически смешного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

К сожалению, не пересмотрели фильм перед тем, как ехать. Увы! И тем самым потеряли несколько выигрышных ракурсов. Вот лишнее напоминание - интересная поездка готовится заранее.

Тем не менее, и на наших, случайно сделанных фотографиях, можно узнать вот это крыльцо, из которого выбегали Бунша и Милославский (Яковлев и Куравлев). Это крыльцо  ведет в Красную палату - она же - Палата для пришествия великих государей, так что в фильме все выдержано.


 


Сбегают герои и из другого крыльца, которое ведет из Церкви Иоанна Богослова. Сейчас на него навели розовый глянец. Кстати, на наших глазах из него вышел какой-то исторический персонаж, и заспешил по своим делам, поднимая подол форменной царской одежи.


 
 


На эту звонницу герои вбегают, продолжая спасаться от погони и запутываются в колокольных веревках. Она не изменилась.


 


Отсюда, с Соборной площади, от Церкви Воскресения, отправляются стрельцы выбивать Крымского хана (собаку!) с Изюмского шляха. У нас эта площадь снята с другой стороны, от ворот, ведущих из Кремля.


 


А вот и эти ворота. На нашем фото они - изнутри. А вот - вид снаружи. Стрельцы бодро выезжают на дорогу. Виден бутафорский частокол. А решетка на воротах настоящая, сейчас она та же самая.


 



А это упомянутая уже Церковь Воскресения, но с другой стороны - здесь стрельцы пытаются штурмовать ее во время бунта. Мы ее не сняли с этой стороны общим планом, поэтому фото, единственное из современных видов ростовского Кремля, взято отсюда (спасибо автору и за скриншоты кадров из фильма!).


 


Зато мы застали около этой церкви удивительное произведение древнерусского, можно даже сказать - архаичного, искусства: Снежную Бабу. Сморите, как ее пропорции гармонируют с нишей в стене!




О ростовской кухне

До обратной электрички оставался час, мы продрогли и хотели быстренько перекусить. Кафе, вроде бы, виднелось вокруг полно. Но в первом, в которое мы зашли, шумели дети, и нам не понравилось. Второе показалось слишком пафосным. В третьем, отнюдь не пафосным, нам сказали, что любое блюдо, включая разогретые сосиски, нам подадут не ранее, чем через полчаса (по реальному опыту, это означает минимум 45-50 минут). Четвертый пункт общепита, ресторан, найденный по путеводителю, оказался запертым на засов без объяснения публике причин. Мы уже с тоской вспоминали кафе с шумными детьми, но вот засада - мы ушли от исторического центра в сторону вокзала, и время неумолимо сокращалось.

Печально мы брели по лужам, и вдруг - о чудо! В таком вот неказистом на вит домике мы нашли кафе с дальнобойщицки-контрабандистским названием «На Окружной дороге».




За 10 минут нам приготовили там порцию отличной солянки, с лимоном и маслинами, две порции мантов, сто грамм водки и бокал разливного пива. Счет составил 289 рублей.

Сытые и довольные, мы погрузили себя в электричку.

P.S. Что интересно. Подходишь к вокзалу ты в городе Ростове Великом. Так гласит надпись на фасаде (фото из Интернета - не догадались сами снять):




А уезжаешь - уже из города Ростова Ярославского. Так написано на стороне, обращенной к путям:



Все-таки наша железная дорога - государство в государстве! Как хочет, так города и называет!

Читайте начало:

Ростов Великий:  Часть I. Борисоглебский монастырь.
Ростов Великий:  Часть II. «Кузнец нам не нужен…».

Информация.

Начало и окончание прогулки: Железнодорожная станция «Ростов Ярославский».

Длительность: 6 часов.

Герои прогулки: затворник Иринарх, граф Н.П. Шереметев и Полина Жемчугова.

Фильм: «Иван Васильевич меняет профессию».

Бюджет прогулки на 2-х человек: 2250 руб. (включая солянку).

Литература:

1.      Переславль и Ростов: Путеводитель. М.: Афиша, 2008.

2.      Глушкова В.Г. Путешествие из Москвы в Ярославль. М: Вече, 2007. - (Исторический путеводитель).

.

История, Путешествия, Фото, Россия, Праздники, PR-граффити, Ростов Великий

Previous post Next post
Up