Творчество процесс демонический или божественный?

Jan 07, 2012 21:17

Хочу продолжить тему литературы и поразмышлять над феноменом литературного творчества. Подтолкнула меня к размышлениям книга Г. Чхартишвили "Писатель и самоубийство" по теме своей работы я знакомлюсь с ней уже второй раз. И если первый раз для работы я брала первую часть книги, то теперь меня всё больше привлекает вторая часть, которая говорит не столько о самоубийстве, сколько о внутреннем мире творческого человека и писателя в частности. От высказывания вслух своих размышлений пока воздержусь, а просто процитирую наиболее увлекательные на мой взгляд выдержки из книги, которые подталкивают к размышлениям.

"Собственно, существует два противоположных взгляда на творчество - как на процесс демонический или как на процесс божественный.
Сторонники первой точки зрения утверждают, что искусство происходит от мятежного ангела, что в основе творчества - гордыня, бунт и узурпация права, принадлежащего только Творцу.
Вторая точка зрения считает художника не источником вдохновения, а медиумом, человеком, обладающим драгоценной способностью безошибочно чувствовать и находить то прекрасное, что уже существует в Божьем мире. Ясперс называл это драгоценное качество умением распознавать трансцендентные шифры бытия. Кистью по холсту или пером по бумаге водит не художник, а Бог. Гениальный композитор не создает великую симфонию, ибо она уже существует - он находит ее в бесчисленном сочетании звуков. То же относится к скульптору, отсекающему от глыбы лишнее, к поэту, который просто составляет слова, но составляет их правильно, единственно возможным образом, и, соединенные именно в такой, продиктованной свыше последовательности, они обретают не только прекрасную форму, но еще и смысл, иногда удивляющий глубиной самого поэта. Не секрет, что лучшие стихи великих поэтов часто умнее своих творцов, а те читатели, кто восхищался великим писателем по его произведениям, оказываются разочарованы при личном знакомстве. И правильно, с писателями не надо дружить - ведь они гении литературы, а не дружбы. Их надо читать. Конечно, обидно, что замечательный литератор может оказаться неумен или по-человечески несимпатичен. От композитора или художника ума не очень-то и ждешь, а тут все-таки мысли, слова... С другой стороны, чему удивляться, если вдохновение принадлежит не писателю, а иной, более высокой инстанции?
   Из всех людей искусства писатель особенно уязвим. Над ним всегда висит подозрение в шарлатанстве - если не со стороны читателей, то в собственных глазах. Художник умеет рисовать, скульптор умеет ваять, композитор тоже, слава Богу, консерваторию заканчивал - их профессионализм очевиден. А писатель владеет только словом, только знает буквы. Как и все остальные. В периоды депрессии писатель чувствует себя самозванцем, вжимает голову в плечи, боясь услышать торжествующее: "А король-то голый". Король и сам не уверен, что он одет. Отсюда уже упоминавшаяся болезненная чувствительность к критике."

//Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. - М., 2001 - с. 293-294

писатели, творчество, размышления, книги

Previous post Next post
Up