Десять лет назад жизнь моя круто изменилась. Мне было 36. Дочь старшая - выпускница одиннадцатилетки. Младшая - выпускница начальной школы. Они обе уже умели суп варить в мое отсутствие. А отсутствовала я сутками. Приходила с работы в девять вечера и снова садилась за комп мониторить новости. Эксклюзив - это когда ты первой выдаешь подробности происшествия на сайт и их цепляют все остальные СМИ. Это казалось мне смыслом. Я тогда ходила в Покровский к отцу Николаю, благословляющему меня сухонькой теплой ладонью. ,,Должна ли я работать в издании, где не все мне по душе?,, ,,А ты сама все делай по душе. И по совести!,,.
Опыт крестоходской жизни у меня на тот момент был трехдневный. Прийти, испытать, описать. И было ценное ощущение настоящности испытанного. Как можно устать до перезагрузки и не захотеть даже поесть, свалиться без душа на кусочек овчинки и проспать до утра. А утром встать новеньким. Ощутив смысл бытия с рассветом, открывшемся в окошечко палатки.
Десять лет назад я захотела повторить ,,эти ощущения,, настоящности. Крестный ход совершался в родную для меня Ивантеевку, по которой я тосковала. Мы уехали в Саратов, - впервые! - когда старшая дочь заканчивала учебу и выбирала университеты. Про Вавилов дол, как мне казалось, я знала все, как местная жительница. И что место намоленное, где жизнью праведной подвизалась жить православная община, истребленная в годы богоборчества. Я помнила и старенький колодец Николушкин, из которого пили святую воду на моей свадьбе мои гости, я на фото среди них в белом платье с фатою. И на открытии преобразившегося Вавилова дола, усаженного розами, с новой часовенкой я тоже была в качестве ведущей праздника. Выпало же мне, косноязычной, такое. Это я все обьясняю, как рождалась во мне уверенность, что должна я пойти - непременно с взрослеющей дочкой, чтоб передать ей ,,свои ощущения,,. Не только же по театрам надо водить детей. Маленькими их я причащала иногда. На Пасху. Вот и все были мои новоначальные радости.
О том, что мне пришлось уволиться из уважаемого издания, ,,чтоб пойти в Крестный ход,, (что не помешало самому изданию использовать мои заметки. Тогда и введен был в обиход Дневник одного дня) написано немало. Как и про тот первый мой крестоходный путь от начала до конца. О, тогда я еще была аналитиком: все про всех замечала, картинки описывала ,,со смаком,,. Но и во вкус вошла - мне полюбилось утреннее и вечернее правило под открытым Небом, трапеза, как в евангельские времена - пять рыб на всех, и главное - отсутствие той самой мирской суеты, сковывающей, уничтожающей душу живу.
Десять лет назад я получила от Бога шанс. Просимое выпросила. Крестный ход закончился для меня важным событием - я поняла, что жду ребенка. Моим старшим на тот момент было 17 и 10. Были попытки неудачные в семье ,,завести ребенка,, - я точно знаю, почему Бог не благословлял. А тут появился шанс.
В крестоходной среде потом про меня стали ходить байки. ,,Помните женщину, она долго не могла иметь детей, а потом поперло?,, ,,Это не тебе памятник на входе в Ивантеевку - женщина с дитем на руках?,,
С дитем на руках (сначала 4-х месячным, потом год спустя) мы тоже прошли ,,от начала до конца,, 500 км. Потом с годовалым Петром. Годик ему исполнился прямо в Крестном ходе на Петра и Павла, тогда сразу нескольким Петрам и Павлу пели ,,многая лета,,.
Конечно, это опыт, не рекомендуемый к повторению. И я понимаю, что в большинстве случаев благословлял отец Сергий ,,непутевую мамашу,, скрепя сердце - идти (в основном, ехать, терпеть неудобства походной жизни). Ради главного. Каждый день служится Литургия. Детки не только опыта молитвы набираются в школе православия, но освящаются Благодатью! Находятся под ее защитой! И лечить нашему доброму пастырю приходилось нас: то животом маялись ребятишки, то мучительным кашлем. Вылечили! Отец Сергий - врач от Бога, и такой же лекарь от Бога - наша крестоходная медсестра (всю жизнь в хирургии!) Тамара Викторовна. Другого такого человека с зелеными руками (,,куда в Крестном ходу без зеленки и пластыря?,,) я не видела в своей жизни.
Как же изменил Крестный ход мою жизнь? Я сохранила свою семью. Двадцать пять раз уже могла бы развестись ,,с непутевым мужем,,. Я не нажила ,,палат каменных,, - но по наивности только неофиты просят у Бога, потрудив ноги, ,,выиграть тяжбу в суде,, ,,приобрести недвижимость,, и прочее из списка благ материальных. Мне достаточно моих пятерых детей, чтоб каждый день стал днем Благодарения.
Если правы бывалые, знающие не понаслышке, что молитва в Крестном ходу до седьмого колена спасает род, я рада замолвить словечко за своих - мне являлись, как живые, бабушки мои и благословляли в дорогу.
Почему важно за семь колен своих молиться? Прабабушка моя Анна всегда говорила, что проклят род человеческий, убивший семью помазанника Божьего - цареубийцей является каждый, на всех нас кровь неповинных детей. Это единственное, что я слышала от нее, молившейся день и ночь. Рассказывать о Боге нам в доме деда-сельсоветчика запрещалось. Он и иконы тещины периодически выкидывал в чулан. ,,И как тебе одной удалось приучиться к храму?,, - говорит теперь тетка моя. Вот чувствует необходимость бывать в храме, а переступить порог не может. ,,Ну, что я могу поделать? Я даже подсвечника круглого от квадратного не отличаю! Не пойму, зачем столько святых? Зачем всем им молиться? Я считаю - Бог он в душе..,, Господи, сколько таких заблуждающихся? Откуда Богу взяться в моей грешной, блудной, подверженной скверне, душе? Слава Богу, не перестает тянуться к Свету!
О чем можно говорить каждый день на исповеди? - спрашивают новички-крестоходцы, выискивая мелкое. Настоящая исповедь, как предисловие к многотомной грешной жизни. Которую берешься исправить. Бога об этом просишь. ,,Мне на моем кабинете прайс прежде можно было вешать, какой грех сколько стоит,, - помню слова крестоходца- адвоката московского. Тот истину, как и я в свое время, познал на кусочке овчинки под головой. Первый раз шел, не взяв с собой ничего - думал, как в отеле ,,все включено,,.
Каждый из крестоходцев вошел в мою душу навсегда. Деда Бориса не стало зимою. Каждый год от Балаково ходил, спал прямо на земле, укутавшись в кусок целлофана. Незадолго до смерти своей позвонил неожиданно, раздобыл мой телефон. Просил молитв, как чувствовал, что в Небесные дали собираться. Рассказывал, что мальчишкой в Саратове ходил в тот же храм, что и мы, по улице Веселой - Духовский, а предки деда Бориса делали звонкую саратовскую гармонику.
Крестоходцы мои - это моя семья. Как же хорошо, что в 21м веке мы освоили виртуальное общение, и что наш чат на вайбере кипит! Общая молитва, общие организованные поездки по святым местам, коллективный трудовой десант и отдых на природе. Мы свидетельствуем, сильнее молитвы крестоходной нет - прикованные с постели начинали ходить, обреченные на умирание - начинали новую жизнь.
Как же я благодарна вам, братья мои и сестры! Ваша рука протягивала помощь в трудный момент! Благодарна батюшкам крестоходным нашим! Низкий поклон за то, что стали путеводителями моей жизни. Низкий поклон всем! У нас особое священство - во главе Крестного хода идет митрополит Лонгин, своими ногами идет владыка. Хоть один переход, хоть несколько, но как это ценно! На всем протяжении Крестного хода совершаются архиерейские богослужения.
А как радуется душа, когда в отдаленном поселке, на пустоши возрождается храм? Сколько мы видели за эти годы взметнувшихчя ввысь куполов? Сколько крепких общин создалось? Границы Крестного хода расширились до трех епархий по нашему региону. И теперь мы выступаем из Балашова. В пути целый месяц. В течении которого проходим семьсот километров. Мы - потому что ,,единое тело Христово,,. Мои малыши чаще переезжают с места на места, догоняют Крестный ход автобусом, мы в прошлом году выбирались из Саратова на ,,трехдневку,, и опять выбывали ,,нянчить внука,, (тоже, кстати, выпрошенного и вымоленного!)
Можно воспротивиться в наш ,,просвещенный век,, любой хорошей инициативе и, оболгав Истину, назвать ересью. Представить труд крестоходцев никчемной затеей - ,,бабы от борща бегут, нет бы варенья и соленья на зиму готовить!,, С противниками Крестных ходов не берусь спорить, это совсем не нужно. И мужских наиважнейших дел на лето предостаточно. Муж в прошлом году пообещался горячо пройти Крестный ход, да опять укатил на ,,строительный сезон,,. И ведь впустую прошел! Не давай человек обещаний Богу пустых! Старайся исполнить!
Все мы в равной степени преодолеваем искушения и делаем выбор: идти или не идти. У кого-то сразу здоровье под угрозой, у кого-то работа (пойдешь - уволят!) Знаю одно: прогнешься - выбор сделаешь под ,,свое,, и все равно проку не будет. Слушай, брат, свое горячее сердце. Пока оно горячее в отличие от теплохладных.
Помолитесь обо мне, братья и сестры, чтоб мне с моим ,,табором,, преодолеть все искушения! Они уже начинаются. Нет такого крестоходца, которому бы не нашептывал на ухо ,,здравый смысл,, - ,,себя побереги,, ,,за малиной нужен уход,, ,,на работе премию дадут, отпуска у всех,, ,,на юг ведь собирались,,.
У нас в Крестном ходе ,,пионерский лагерь,, теперь каждый год под присмотром взрослых. Трудно поверить, что мои малыши когда-то были первопроходцами. Сейчас уже смена выросла из тех грудничков, которых таскали под палящим солнцем ,,безумные родители,,. Таких, правда, одержимых не так много, но дети наши Богу отданы на воспитание. Тем и тешим душу.
Когда настанет благостное время
Переступить таинственный Порог,
Оставив жизни тягостное бремя,
Я буду твёрдо помнить: с нами - Бог!
Отрину без сомнения земную,
Постылую изнеженную плоть
И ничего с собою не возьму я:
Пребудет в Горнем Мире Сам Господь.
Ничтожны все житейские обиды:
Лик Вечности величественный - строг.
Мой светлый Ангел служит панихиду,
Душа бессмертна, - яко с нами Бог!
В том мире нет ни скорби, ни страданья -
Обрящу в нём покой и благодать.
Лишь дай мне, Боже, сладость покаянья,
Сподоби Небо Рая увидать.
Позволь мне милостью Твоей неизреченной
Войти в святой Божественный Чертог
И обрести блаженное спасенье,
Благовествуя миру: с нами - Бог!
Отринув без сомнения земную,
Постылую изнеженную плоть,
Уж ничего с собою не возьму я -
Ведь в Горнем Мире встретит Сам Господь!
Стихи Татиана Лазаренко