Честные выборы - это только один из необходимых компонентов, необходимый, но не достаточный. Надо же, чтобы было что выбрать. И не в смысле зарегистрировано/незарегистрировано, а в смысле существует/не существует. Например, на Украине честные выборы, только нечего выбирать, вот проблема.
Выборы - это только самый последний элемент, очень важный, без которого ничего не может быть, но он самый последний. Приведу такое сравнение, оно мне кажется понятным: представляете себе рождение ребенка? Очень важно, чтобы роды прошли успешно, ну чтоб ребенок был здоров, но это только одно из условий. А чтоб ребенок был здоров, нужно 9 месяцев вести себя как надо, чтобы и генетика была такая, как надо, чтобы даже ваши родители вели себя как надо, дедушки и бабушки вели себя как надо. И когда все это вместе сложится, тоже не гарантировано, но шансы на то, что все будет хорошо, возрастают. А если думать только о последнем моменте - там ничего так не получается.
К чему я это говорю? Выборы - это завершающее. А нужно чтобы 5 лет были дискуссии, чтобы были дебаты, чтобы было обсуждение, чтобы были люди, чтобы это все формировалось, а выборы - это последний момент уже. Это самый-самый заключительный момент.
Поэтому слово «выборы» - оно гораздо шире чем, собственно, голосование. Оно включает в себя много чего, целую культуру, длительную, а потом уже выборы. Это все не гарантирует успех, но отсутствие всего этого гарантирует неуспех. Поэтому сосредотачиваться только на процессе пускания бюллетеней, как Украина показывает, тоже нельзя. Там нет массовых фальсификаций, но там не из кого выбрать. Там и свободная дискуссия была, и все, что хочешь, и телевидение какое угодно. Это, конечно, все равно шаг вперед по сравнению с нашей ситуацией, но для успеха этого тоже недостаточно.
В этом смысле то, что делает «Яблоко» - это постоянная подготовка альтернативы, и персональной, и содержательной, и в этом мы и отличаемся ото всех. У нас всегда есть эта альтернативы, мы всегда можем сказать: «Делай не так, а вот так», но, мало того, на вопрос: «А кто это будет делать?» мы говорим: «Я буду делать, вот он я, я беру ответственность».