Я давно хотела написать пост о бедности. Но долго не решалась. Слишком эта тема актуальная и животрепещущая - боялась сорваться в эмоции. Получилось много статистики, данных от экспертов, но зато объективно.
В то самое время, как известный режиссер оправдывается за свои миллионы, а псевдобизнесмены-олигархи получают господдержку из бюджета Российской Федерации, дабы не пострадать от западных санкций, обыкновенные граждане продолжают нищать.
Согласно официальной статистике к концу прошлого года число бедных в России достигло 20,3 млн. человек. Это более 13% от всего населения страны. Согласно прогнозам в 2018 году количество россиян за чертой бедности будет только расти, и третья часть населения потенциально может превратиться в нищих. В ближайшее время бедняками могут стать 28,8% граждан.
Однако большой вопрос, что считать бедностью. «Росстатовская» методика относит к бедным тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, приписанных к потребительской корзине, денежный эквивалент которой и есть прожиточный минимум. Если ваш доход составляет, скажем, 12 тысяч рублей, то есть выше минимума, вас уже никто не включит в официальную группу бедняков. При этом назвать такую жизнь безбедной можно разве что с большим сарказмом. Даже пенсионеры формально не считаются бедными, поскольку стандартная пенсия выше прожиточного минимума.
Такой алгоритм расчета бедности - в привязке к прожиточному минимуму - называется монетарным, и, по мнению большинства экспертов, его нельзя признать корректным. Картина будет более объективной, если к денежному методу добавить так называемый депривационный.
Депривация (от латинского deprivatio - потеря, лишение) - это метод вычисления лишений, недополучения различных социальных благ. В этом случае бедным считается человек или семья, чье потребление товаров и услуг не соответствует принятому в обществе стандарту. Депривационная модель выявляет, что человек, семья не может себе позволить купить и в чем чувствует себя ущемленным.
Если применить «метод лишений», использованный тем же Росстатом в экспериментальном порядке, то уровень бедности в России составляет порядка 24,8-25,2% (около 36 млн. человек), подсчитали в Институте социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы. То есть почти вдвое больше официального.
Чтобы понять реальный уровень бедности стандартной семьи с детьми, необходимо провести опрос как минимум по семи направлениям лишений: имущество, питание, финансовое положение, здоровье, социальная интеграция, образование и развитие детей, жилищные условия. То есть это серия вопросов про то, можете ли вы удовлетворить свои потребности в питании, в приобретении одежды, в доступе к образованию, лекарствам и так далее.
Страшно, что именно семьи с детьми - самая массовая группа бедных в России. Они составляют более половины от общего количества семей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Например, среди семей, которые не в состоянии оплатить непредвиденные расходы, доля имеющих на иждивении одного-двух детей составляет 66%, в семьях с тремя детьми и более этот риск увеличивается до 78%.
Один из ключевых экономических вызовов 2018 года специалисты называют ситуацию с реальными доходами населения, которые снижаются с 2014 года. Только за последний год показатель упал на 11%. В нашей стране очень остро стоит проблема с дисбалансом в доходах богатых и бедных граждан - 10% самых богатых россиян владеют 90% совокупного благосостояния. При этом олигархи умудряются решать свои проблемы за счет населения - как говорится, с миру по нитке… Благо, что простого люда много.
Шестая часть всех работников в России не может обеспечить себя и свои семьи, говорится в бюллетене аналитического центра при правительстве «Работающие бедные в России и за рубежом». Основная доля бедных в России - это работающие люди с детьми, чья зарплата не превышает 2 прожиточных минимумов, если детей двое, и 1,5 прожиточного минимума, если ребенок один. Около 60% всех бедных - это люди в трудоспособном возрасте, из них 90% работают. Столь большое количество бедных среди работающих говорит о слабости среднего класса в России.
Но работающий человек не может быть бедным - это истина непреложна для всего цивилизованного мира. То есть человек, который имеет официальную работу и трудится на ней в состоянии полной занятости, априори не должен нищенствовать. Эта ситуация паранормальна и противоречит всем законам прогрессивного развития. Ее наличие свидетельствует о скатывании страны на задворки цивилизованного мира, в котором люди, работая много и упорно, получая образование и новые знания, заслуженно добиваются успеха, а вместе с ними процветает и государство в целом. В детстве родители нам говорили: хорошо учись, получай высшее образование, иначе будешь рыбой на улице торговать. Выучились, получили неплохое образование и даже красные дипломы заслужили. Но оказалось, что это не гарантия благополучия.
Удручает и то, что люди отказываются от квалифицированного труда в пользу неквалифицированного: молодые квалифицированные работники уходят из производства в сферу услуг, где можно получать больше денег за менее квалифицированную работу, низкие зарплаты создают дефицит кадров в отдельных отраслях. Например, врач в России зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. В США такая разница составляет 261%, в Германии - 172% и даже в развивающейся Бразилии - 174%.
В развитых государствах хорошее образование, высокая трудоспособность, умственные возможности - наверное, не всегда гарантия невероятного успеха, однако это обязательно гарантия безбедной жизни. А достигается такой баланс исключительно наличием равных стартовых возможностей для всех.
Об этом очень хорошо заметил кандидат в президенты России Григорий Явлинский, за которого большинство наших беднеющих сограждан почему-то предпочло не голосовать:
«Политика в России должна быть направлена на то, чтобы у людей были равные возможности, чтобы любой ребенок потенциально представлял себе, что у него такие же возможности, как и у любого сверстника, который вырос в любой семье, с любым достатком.
Это клеточка, на которой будет расти современная цивилизация. Это клеточка, предоставляющая всем равные стартовые возможности. Потом кто-то становится богатым, кто-то не очень богатым. Кто-то чего-то достигает, кто-то не может чего-то достичь. Но на старте у всех должны быть равные возможности.
А что такое равные возможности? Это качественное бесплатное, доступное образование. Это качественная, доступная, может быть, не всегда бесплатная, но доступная медицина. Это качественное строительство собственного дома.
Ну, как минимум, эти три стартовые позиции должны быть решены. А для этого России нужно 20-30 лет спокойного, уверенного развития в направлении создания современной экономики и защиты свободы и творчества человека.
Вот механизм, который обеспечит нашей стране достойное будущее».
Парадоксально, но в стране, которая располагает миллиардами на проведение олимпиад, чемпионатов мира по футболу, войну в далекой Сирии, населению обеспечена лишь перспектива дальнейшего обнищания.
Президент Путин поставил новому правительству задачу за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности в стране. Речь, естественно, идет о текущих цифрах, основанных на прожиточном минимуме. По большому счету, сколько действительно бедных и нищих, в России точно не знает никто. Насколько репрезентативными можно считать опросы РАНХиГСа и недавние опыты Росстата, непонятно. Но нет никаких сомнений, что правительство урежет это «неизвестно сколько» бедных как минимум вдвое. И вряд ли это будет достигнуто ростом их благосостояния.
You can watch this video on www.livejournal.com