Фантомы империй

Jun 26, 2016 01:07

/ Статья Алексея Мельникова на сайте журнала "Профиль" /

Брекзит - это повторение истории в виде фарса. Бессильная попытка возродить давно умершую великую британскую державу или хотя бы ее дух.

Решение Великобритании выйти из Евросоюза, восхождение к вершине власти в Соединенных Штатах Трампа, присоединение Крыма к России - находятся ли эти столь разные, на первый взгляд, явления в какой-то связи? Имеют ли они под собой общую основу? Несомненно - да. Все эти явления - эхо прошлого. Это - реакции, отзвуки, конвульсии давно умерших империй, по сию пору существующих в сознании общества. Живущих в нем книгами, фильмами, историческим образованием, маргинальными политическими партиями, воспоминаниями, архитектурными памятниками, флагами и музыкой.

Воистину это всемирно-исторический процесс. И зримое свидетельство непрерывности истории, ее связи с временами, которых, казалось бы, давно нет. Политические системы, континенты, кажется, даже, что историческое время, в котором живут сегодня страны, - разные. А ностальгия, желание вернуть прошлое, закрыться от неизбежных перемен - одинаково. Это единая консервативная волна, которая катится по Америке, Британии, Европе, России. Это мировая реакция на быстрые перемены, на не имеющую обратной силы ломку старого мира, одним из ярких признаков которой является новая миграция.

Ностальгия может рядиться в разные одежды. «Историческая справедливость», «протест против европейской бюрократии», «возвращение былого величия». Но основа одна - вернуть прошлое. Она может приобретать разные формы. Приход к власти на выборах. Референдум о независимости. Военный захват. Но главное везде - получить материальные ресурсы для того, чтобы погрузиться в прошлое. Хотя бы на время.

Наблюдатели отмечают, что авторы выхода Великобритании из Евросоюза не слишком хорошо представляют себе, как их страна будет существовать дальше. О той же непредсказуемости говорят, обсуждая возможный приход Трампа к власти в Соединенных Штатах. Так же говорили и о присоединении Крыма - непонятно, что Россия будет делать дальше?

Это не случайность, а сущностная черта катящейся по миру консервативной волны - иррационализм, порыв, импульс. Здесь нет места рациональным мотивам - последние на стороне неизбежных перемен. Другим важным измерением мировой консервативной волны является ее окраска - страх, боязнь чужого, перемен. Одни боятся мигрантов, другие - конкуренции рабочих рук, третьи - изменений у своих границ.

Страх и импульс связаны друг с другом. Первый вызывает второй. Именно в той иррациональной форме, в которой существует новая консервативная волна. Наконец, она имеет и примечательное фарсовое измерение. Известно изречение Карла Маркса в «18 брюмера Луи Бонапарта»: «Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». И это так. За первым актом - распадом или уходом со сцены империй, пришел второй - карикатурный, фарсовый, возвращающий в прошлое, чтобы убедиться, что там руины.

Трамп как человек, возвращающий «былое величие Америки», Джонсон, как сторонник независимости Великобритании от Евросоюза, Путин как восстановитель «исторической справедливости» путем присоединения Крыма. Очевидная тщетность усилий соответствует небольшому масштабу консервативных личностей.

Легче всего было бы толковать новую консервативную волну с прогрессистских позиций - как временное возвратное движение, которое вскоре ослабит свой бег и под влиянием рациональных причин все вернется обратно - к движению «вперед». Но прошлый век, в особенности феномен коммунизма, фашизма и нацизма показали, что такое благодушие приводит лишь к тому, что волна имеет тенденцию превращаться в шторм, круша все, что попадется ей на пути.

Без активного противостояния человека, без ясной рациональной позиции, смелого принятия
неизбежных перемен, поиска ответов на вызовы времени, отважной битвы с охлократией, трампизм, брексизм, путинизм имеют шансы превратиться в хроническую болезнь мира. Как и в прошлом, сегодня сошлись в схватке наследницы трех великих идеологий, рожденных Французской революцией: по одну сторону - консерватизм, по другую - либерализм и социализм. По одну сторону - иррационализм. По другую - рациональность. По одну сторону - поворот к прошлому, по другую - устремленность в будущее. Ответа на вопрос, кто победит - нет.

Мировая консервативная волна не дает решений - она заливает мир неуверенностью. Несет его в пугающее будущее. Сама не понимая, что она делает. Радуясь лишь своему движению.

Источник: http://www.profile.ru/pryamayarech/item/107989-fantomy-imperij


Мельников, Лондон, история, мир, США, путинизм, перспектива

Previous post Next post
Up