Оригинал взят у
philologist в
Лев Тимофеев: "Всеобъемлющая пошлость становится идеологией нового тоталитаризма"Лев Михайлович Тимофеев (родился в 1936 году) - журналист, писатель, литературовед. Член Московской хельсинкской группы, Московского Союза писателей, до 11 марта 2015 года был членом Русского ПЕН-клуба. Член профессионального комитета литераторов при издательстве “Советский писатель”. Произведения Л. Тимофеева “Технология черного рынка или Крестьянское искусство голодать”, ”Последняя надежда выжить. Размышления о советской действительности”, “Ловушка”, широко были распространены в Самиздате и послужили основанием для ареста и осуждения Л. Тимофеева в 1985 году на 11 лет заключения по 70 статье УК РСФСР. В 1987 году был “помилован”, в ответ на эту горбачевскую милость обратился с открытым письмом в газету “Известия” с требованием освободить всех политических заключенных в СССР. Вскоре основал один из лучших самиздатских журналов перестроечного времени "Референдум". В 1988 году повесть “Я - особо опасный преступник” и пьеса “Москва. Моление о чаше” удостоены в Париже литературной премии им. Вл. Даля.
"На сайте попалась на глаза старая дневниковая запись по поводу одной моей публикации (июль 2013). Сегодня, когда в стране верховодят взнузданные сверху и сладостно жующие удила патриоты-моралисты (особенно в культуре и в школе), полагающие, что даже чтение тургеневской «Первой любви» нанесет вред школьникам, стоит, пожалуй, вспомнить…
Литература - не школа нравственности
В номерах 5 и 6 журнала «Дружба народов» опубликован мой роман «Евангелиди». Некоторые из первых читателей, особенно почему-то женщины, читательницы, в своих частных суждениях сразу отозвались о моем герое как о человеке безнравственном (при этом простодушно отождествляя его с автором и глядя на меня холодными глазами). Выслушиваю. Терплю. Что сказать?.. Скажу, что даже Господь наш Иисус Христос, с точки зрения иудеев, придерживавшихся своей традиционной морали, считался человеком безнравственным (чего стоит одно только «Иди и больше не греши», опровергающее весь иудейский ригоризм!)… Еще скажу, что в новейшие времена если не сама мораль, то литературный язык суждений о нравственных коллизиях, их оценки меняются довольно очевидно, и тексты Бунина, Набокова, Бродского (других вспомните сами) в этом смысле сильно отличаются от текстов писателей ХIХ века. И это не просто состоявшийся факт, но тенденция, направление движения…
Ну, и в заключение вспомню, что еще Александр Сергеевич Пушкин (он всегда - наше всё) восклицал: «Господи Суси! Какое дело поэту до добродетели и порока? Разве их одна поэтическая сторона»… Не знаю, можно ли проверить гармонию алгеброй, но моралью - точно нельзя… «Поэтическая сторона» - не есть ли всегда привлекавшее художника столкновение, непримиримое противоречие между любовью (или нелюбовью) и бытующей моралью? Причем в этом столкновении, в этом конфликте художник, поэт всегда был на стороне Любви (заглавная буква не обязательна)... В размышлениях об этом спокойно отнесемся к поспешным и поверхностным суждениям… Литература не есть школа нравственности… но что-то совершенно другое.
В качестве сегодняшнего PS к этой давней реплике добавлю глядя на оголтелых моралистов… О детях заботитесь? Нет, не чтение Бунина с Набоковым повреждает мораль подростков, но ежедневное вранье (о Боге говорят - и врут бессовестно!) и фальшивый пафос родителей, взрослых вообще… Мы снова живем в эпоху насильственного внедрения чудовищной, нестерпимой лжи и пошлости.
Всеобъемлющая пошлость становится идеологией нового тоталитаризма, не правда ли? И Сталин, и Гитлер были законченными пошляками. И сегодня видим: пошлость снова уничтожает все живое".
Отсюда Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке:
https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере:
https://twitter.com/podosokorsky- в контакте:
http://vk.com/podosokorskiy