Оригинал взят у
philologist в
Владимир Войнович: «После Путина будет попытка новой перестройки»Из интервью писателя Владимира Войновича "МК".
Владимир Войнович. Фото: East News
- Вы тоже ставите на одну доску сталинский и гитлеровский режимы?
- Да, ставлю. Я очень чувствителен к этим вещам и считаю, что сталинские преступления вообще непростительны - и прощения ему не будет во веки веков. Так же как и Гитлеру.
- Но вам этого не простят многие ветераны войны. Хотя были и другие - Виктор Астафьев, Виктор Некрасов, которые считали так же, как вы.
- И мой отец так считал.
- По поводу «Кота средней пушистости»… Вы там замечательно написали об этих писательских привилегиях: кому норковая шапка, кому енотовая, кому кошачья… А сейчас для вашего брата все изменилось, нет уже этой иерархии?
- Мне трудно сказать, потому что я в общеписательской жизни сейчас не участвую. Нет уже этих страстей, того пирога, который надо делить, - дачи, привилегии самые разные, должности, поликлиники…
- Так Евтушенко недавно сказал, что нужно возродить Союз писателей.
- Во-во, я тоже об этом вспомнил. И сейчас есть такие писатели, которые по-прежнему мечтают: вы нам заплатите, а мы вам будем служить, будем правильно писать то, что вы хотите. Только к Евтушенко, думаю, это не относится.
- Помните письмо Солженицына «Вождям Советского Союза»? Вот нынешнего вождя - Владимира Владимировича - с кем бы вы сравнили?
- С Лениным. Про Ленина говорили, что он гений. Но он был не гений. Потому что гений предвидит что-то, а все планы, идеи Ленина просто провалились.
- То есть Ленин был хорошим тактиком, но не стратегом?
- Вот именно. Ленин как государственный деятель был просто глуп.
- Это спорный вопрос.
- Он решил построить нечто, какое-то сияющее здание на песке. Что, Ленин хотел построить государство, где свобода, равенство и братство?
- Это все прикрытие.
- А чего он хотел? Когда он в подполье был, за границей жил, хотел устроить революцию. Для чего?
- Мне прочитать вам курс истории СССР?
- Но он построил нечто противоположное, монстра какого-то.
- Так и Путин недавно сказал, что Ленин стал основоположником развала большой страны.
- В данном случае я с Путиным частично соглашусь, хотя и не знаю, что он имеет в виду при этом.
- А чем Путин отличается от Николая I, скажем? Он абсолютно в тренде многих наших царей и генсеков.
- Да, Путин хочет остаться в истории. Быть таким деятелем, как, может, Петр I, объединителем земель русских. Но он совершенно не понял, что его поведение с этим несовместимо. Эта раздача богатств ближайшим друзьям...
- Но ведь не кровожадный же! Смотрите, вы здесь клевещете, а за вами не приходят, «воронок» у дома не стоит.
- А Немцов, Политковская, Эстемирова?..
- Это к Кадырову.
- Но Кадыров же в какой-то степени подчиняется Путину? Так что быть в оппозиции небезопасно.
- Ну и последний вопрос. «Москва 2042» - это навсегда. Можно вспомнить хотя бы героя Бурят-Монгольской войны и резидента советской разведки в Германии. Как вы предсказали, так оно и случилось, причем гораздо раньше, чем в 2042 году. А что же будет в таком случае дальше, по-вашему?
- Я изучаю тенденции, больше ничего. В 70-е годы я видел, что растет роль церкви в СССР. Секретари райкомов идут в церковь, тайно крестятся, венчаются, крестят своих детей… Тогда же было ясно, что укрепляется КГБ. Вот я и представил, к чему это идет. А сейчас… Еще лет пять назад я бы не взялся предсказывать, мне было непонятно. А теперь понятно: мы подошли к тупику. После Путина будет попытка новой перестройки, неизбежно.
- А после перестройки опять распад страны?
- Вполне возможно. Горбачева обвиняют в развале, а он всеми способами лишь хотел сохранить Советский Союз. Но система не ремонтировалась, она устарела. Вот и при Путине система устарела, причем очень быстро.
- Ужасный конец или ужас без конца?
- Возможно все что угодно, даже гражданская война. А может, и обойдется. А лет через 200 мы снова объединимся, как Евросоюз.
Отсюда