Григорий Явлинский: Мы - демократическая оппозиция правительству

Jan 08, 2016 21:02

Далёкий 1998-й год. Мы ещё не имеем понятия о том, кто такой Владимир Путин, ещё работают и пользуются успехом у населения независимые каналы, пока ещё не случился дефолт и никто не предполагает, что возможна война с Украиной, а в правительстве царит Виктор Черномырдин. Мы всё ещё полны наивных надежд на цивилизованное будущее и европеизацию России, а Григорий Явлинский - лидер парламентской фракции и набирающей силу партии "Яблоко" даёт интервью оренбургскому телевидению в рамках своего визита в поддержку "яблочных" кандидатов, предупреждает и предостерегает нас от тех граблей, которые уже разложены на дорогах российской истории, и по которым мы до сих пор продолжаем ходить с удвоенной силой.

Да, можно сколько угодно говорить о том, что последние 20 лет Явлинский повторяет одно и то же. А что ещё можно сказать, если все эти годы и происходит одно и то же, только с вариациями и извращениями? Послушали бы мудрого человека и жили бы иначе.

Итак, в эфире оренбургского телевидения Григорий Алексеевич Явлинский: о политике партии "Яблоко", её отличии от других партий, о несогласии с курсом правительства, об экономическом кризисе и путях его разрешения, о налоговом кодексе и вечном российском конфликте интересов власти и общества, об аграрном вопросе, который, кстати, до сих пор не решён, вкладах граждан и допустимости популизма в политике.

О цели приезда в Оренбург

В первую очередь, я приехал встречаться со своими избирателями, и только во вторую - поддержать наших кандидатов. Я сегодня своих кандидатов даже не приглашал с собой на встречи, даже ни разу не называл их фамилии, потому что это кандидаты «Яблока», и если люди захотят проголосовать за «Яблоко», они проголосуют. А я приехал просто разговаривать с людьми.

О связи партии «Яблоко» с регионами

У «Яблока» 78 региональных отделений, т.е. практически во всех субъектах Российской Федерации есть наши организации. Смысл их существования заключается в том, чтобы они сами решали свои задачи прямо там, где они созданы. Например, у нас есть Петербургская организация. Её главная задача - улучшать жизнь в Петербурге. Кстати, на президентских выборах в Петербурге мы вышли во второй тур. Именно потому, что эта организация справляется со своими задачами. Есть такой город Кропоткин в Краснодарском крае. Там вся администрация и Законодательное собрание - это «Яблоко». И там у нас очень высокие результаты на выборах. Именно потому, что нам удается добиваться конкретных, практических результатов. Там, например, платят детские пособия, даже делают выплаты по закону о ветеранах. Вот так это работает. Такую связь мы поддерживаем с регионами. А если мы будем диванная партия в Москве, то так не годится. Так мы никогда не выиграем президентские выборы.

О несогласии с курсом правительства

Мы не согласны с отсутствием курса у нынешнего правительства. Мы не согласны с тем, что правительство не проводит политику по поддержке российской промышленности. Мы не согласны с тем, что нынешнее правительство не проводит политику по развитию агропромышленного комплекса. Мы не согласны с тем, что правительство не защищает права акционеров. Мы не согласны с тем, что правительство не решает ни одну социальную задачу. Мы не согласны с тем, что всё больше и больше обучение и медицина становятся платными. Мы не согласны с тем, что правительство не финансирует вооруженные силы. Мы не согласны с тем, что правительство не создаёт людям безопасную и спокойную жизнь. Вот с чем мы не согласны. Мы считаем, что всё это надо делать. Но наше правительство этим не занимается. Вот в этом наша позиция. Мы - демократическая оппозиция правительству и считаем, что правительство должно уйти в отставку.

Об отличии «Яблока» от других «оппозиционных» партий

Они недовольны, но они голосуют за предложения правительства. Когда Зюганов приходит в Думу, а правительство приходит с бюджетом, а это - главный документ по распределению денег, Зюганов-то голосует за поддержку этого документа, и Владимир Жириновский голосует за поддержку этого документа, только одно «Яблоко» голосует «против».

Вот такая разница. Одно дело - говорить словами, а другое дело - нажимать кнопки. Поэтому я, например, убеждён, что существует сговор между, скажем, коммунистами и Черномырдиным. Они вместе постоянно проводят бюджет, они вместе проводят все конкретные законы и они понимают, что они за оппозиция.

Кроме того, существуют различия в программах. Мы выступаем за рыночную экономику, мы выступаем за частную собственность, мы выступаем за то, чтобы в России была плюралистическая демократия, т.е. учитывались различные точки зрения, чтобы свободной была пресса, чтобы Вы. Например, могли по телевидению сказать всё, что Вы находите нужным, и чтобы никакой начальник не мог Вас наказать. Вот за что мы выступаем.

О позиции фракции «Яблоко» в Государственной Думе

Когда нас критикуют за то, что мы не поддерживаем никакие законы, мы пытаемся объяснить именно то, что когда закон не имеет за собой никакой финансовой поддержки, то лучше его не голосовать. Но знаете, как это происходит? Прибегает какой-нибудь человек и говорит: «Сегодня нужно проголосовать закон о ветеранах». Ты ему говоришь: «И что? Что это значит?», и он дальше рассказывает, что ветеранам нужно платить за то, за это. Цели все правильные. Спрашиваем: «Скажите, а где взять деньги?» Он говорит: «Вы что, против ветеранов?» И тогда депутаты смущаются. Ведь никто не хочет приехать в свой родной город, и ему там сказали бы, что он против ветеранов. И они голосуют, и выходит закон. Моя фракция голосует только за те законы, которые обеспечены финансовыми ресурсами, как бы замечательно они ни назывались. И вообще, у меня фракция практических дел.

О «яблочных» депутатах

В Оренбурге есть депутат Тамара Злотникова, член нашей фракции. Это уникальный человек. Больше другого такого человека в Думе нет. Она недавно выиграла процесс в Верховном суде России против правительства и отменила 12 распоряжений правительства. Это первый случай за всю историю российской государственности. Вот что может сделать ваш депутат. И вся моя фракция стоит на том, чтобы делать практические вещи. Кстати, знаете, почему она смогла это сделать? Потому что она объединила вокруг себя тысячи граждан. Эти тысячи граждан дали ей доверенность. И когда люди объединились, она получила право на выступление в Верховном суде и выиграла этот процесс. Если бы у меня было 20-30 таких депутатов, мы бы уже горы перевернули. Огромную признательность выражаю Вашим землякам за то, что они избирают таких депутатов. Очень мало таких депутатов в Государственной Думе.

О съезде партии «Яблоко» 1998-го года

Первый вопрос, который рассматривался на съезде, - это оценка политической ситуации. Съезд принял резолюцию, в которой говорится о том, что в России складывается полукриминальный, корпоративный, олигархический режим или система. И это очень опасно. Если эта система укоренится, то наши дети и внуки будут десятилетиями пытаться из этого болота выбраться. Это система кланов, система корпораций, при которой 5 % населения живёт очень прекрасно, а 95 % - очень бедно.

Второе решение, которое принял съезд, - это резолюция по экономической политике. Там подробно представлена программа действий, которая бы позволила поднять промышленность, оживить наше сельское хозяйство и выйти из того экономического кризиса, в котором мы находимся. Эту программу создавал не только я, а лучшие люди, которые разбираются в экономике.

Важным вопросом съезда был призыв объединиться всем гражданским силам: профсоюзам, женским, студенческим организациям. Смысл этого призыва: верхи переменятся, если низы захотят.

Мы там приняли ещё несколько важных решений: о создании широкой коалиции, о том, что мы примем участие в выборах 99-го года, в выборах 2000-го года, о том, что в 99-м году мы будем предлагать России новый общественный договор между властью и гражданами.

О состоянии экономики

Я думаю, что сегодня в экономике сложилось положение, которое справедливее всего назвать застойным. Первыми шагами, на которые я считал бы нужным идти, является снижение и упорядочение налогов, налогов должно быть не больше 5-6. Я считаю, что налоги должны быть на уровне 20-25 % от выручки предприятия. Упрощение налоговой системы - это главный путь. Кроме того, учитывая, что 40 % экономики находится в тени, я считаю, что правильным было бы провести экономическую амнистию, установив 12 %-ный налог для всех, кто мог бы выйти из тени.

Кроме того, я считаю, что доходы от газа, нефти, алмазов, леса, всех природных ресурсов должны направляться непосредственно в государственный бюджет, и это позволит уменьшить налоги с других. Я считаю, что естественные монополии, такие, как РАО ЕС, Газпром, другие должны быть абсолютно прозрачными, т.е. они должны быть абсолютно подконтрольными, т.е. мы с вами должны знать, что там происходит, как расходуются деньги, это должно быть абсолютно ясно.

Также я считаю, что региональным властям должны быть переданы гораздо большие полномочия в части экономики. Я считаю, что меньше денег они должны отправлять в централизованный бюджет, потому что они должны их использовать у себя. И это было бы гораздо лучше. Я, например, считаю, что поскольку у нас такая неуклюжая система, намного лучше будет, если регионы сами будут определять, какая налоговая система нужна тому или иному региону. Я, например, против того, чтобы кормили с руки. Я считаю, что должна быть введена система раздела продукции. А это означает, что 30% от всякой продукции, добываемой здесь, - от нефти, от газа, от природных ресурсов, должны оставаться здесь, в Оренбурге. Тогда ваш город будет совсем в другом состоянии, тогда у вас будут ресурсы и возможности для развития, тогда к вам будут идти инвестиции, тогда вы переломите эту ситуацию.

О налоговом кодексе

Налоговых кодексов сейчас очень много, их просто целая туча. Сегодня налоговый кодекс, общая его часть, там где общие правила, она более-менее выверена. Что касается специальной части, то там трудно похвастаться. Судите сами: там внесены предложения о снижении налогов примерно на 8%. Сегодня платят налоги около 88% (!). Сейчас снизим на 8 - будет 80%. Вы думаете, это кого-то будет стимулировать? Это будет кого-то куда-то вести?

Для того, чтобы принять низкие налоги, нужно направлять доходы от природных ресурсов в бюджет. А никто не хочет делиться, потому что, как Вы знаете, в правительстве у нас очень хорошо представлен топливно-энергетический комплекс, он именно там и находится. Если Виктор Степанович (Черномырдин) подпишет решение о том, что налоги снижаются, скажем, в 3 раза, то в эту же минуту он должен обратиться к нефтяникам, газовикам, металлургам и сказать: «А теперь вы будете от ресурсов отчислять всё не себе, а в бюджет. И тут вступает в дело конфликт интересов, очень тяжёлый конфликт.

Мы считаем необходимым снизить налог на прибыль с 35% до 20 и НДС с 20% до 15. Если хотя бы это сделать, это будет хороший первый шаг. Общие поступления в бюджет увеличатся, потому налоги будет платить гораздо большее количество людей. Кроме того, проведя экономическую амнистию, мы сможем вывести в легальную сферу всю теневую экономику. Если же ещё и с природных ресурсов бюджет будет получать доходы, я думаю, мы исправим экономическое положение. Но сможет ли правительство преодолеть это конфликт интересов, т.е. отказаться от своих корыстных интересов, - я в это не верю.

О возвращении вкладов граждан

Возвращать надо постепенно. Во-первых, правительство должно признать свой долг. Оно просто должно сказать: «Мы должны гражданам уже с 1989-го года». Помните товарные чеки? Потом чеки 90-х и всякие другие мероприятия, и затем 2500% инфляция, когда Гайдар начал реформу, и обесценились все вклады? Все эти долги правительство должно признать и начинать их уже отдавать. Шаг за шагом. Это сложная история, но некоторые вещи правительство обязано делать немедленно. Скажем, решать вопросы по ритуальным услугам. Просто немедленно. Зачем принимать законы, которые не исполняются? Я ещё раз говорю: целый ряд услуг, особенно для людей старшего поколения, должны быть абсолютно бесплатными в этой связи. А местные органы должны следить, чтобы они, действительно, выполнялись. Но думаю и даже не сомневаюсь, что в течение 2-3-х - 5-7-ми лет можно было бы в значительной мере компенсировать и даже так, чтобы не поднималась инфляция. На прилавках сегодня всё есть, вопрос в том, как заработать.

Об аграрном вопросе

По аграрному вопросу есть несколько позиций. Первая: нынешнее правительство и нынешний президент не должны заниматься земельной реформой. Мы имеем опыт по приватизации земли. Ничего хорошего пока из этого не получилось. Это касается не только правительства, это касается, с моей точки зрения, и президента. Пока у нас президент Борис Николаевич, пока у нас в правительстве Виктор Степанович, а ещё и Чубайс, земельные отношения лучше не трогать.

Второе: Окончательное решение относительно земли должно приниматься субъектами Российской Федерации. Я, например, наверняка знаю, что на Кубани в ближайшее время не будут продавать землю. Я знаю, что нельзя продавать землю там, где были переселённые народы. Там это сразу закончиться столкновением и кровопролитием. Но знаю, что скажем, в Карелии, на севере России очень даже хотят приобретать землю и иметь свои наделы. Поэтому окончательное решение должны принимать субъекты Федерации.

Третье. Необходима выработка всех документов, всех процедур, необходим кадастр, оценка земли и только после можно об этом говорить.

И последнее: при соблюдении всех этих условий земля в России должна стать частью экономического оборота. Должен сказать Вам, что фракция «Яблоко» поддержала земельный кодекс, несмотря на то, что мы считаем, что вопрос о собственности на землю там не доработан. Он именно так, с нашей точки зрения, там должен быть изложен. Но это не «горит». Это надо будет сделать раньше или позже. Земля в России может быть передана людям в частную собственность. Но при соблюдении всех тех условий, о которых я сказал. И не везде, а там, где регионы примут такое решение.

О допустимости популизма в политике

Избегать надо до такой степени, до какой можно избегать. Если ты идёшь в кандидаты и говоришь: «Люди, я вам ничего не обещаю, я ничего хорошего делать не буду, наоборот, я вас буду посыпать дустом, я вам всё ухудшу, и ваша жизнь станет тяжёлой…», то кто такого человека выберет?

О том, как различать кандидатов в депутаты

Говоря о кандидатах, меня часто спрашивают: а как их выбрать, ведь все они говорят одно и то же? Однажды я выступал в музыкальном училище и я сказал: «Девушки, вот за вами молодые люди ухаживают?» - «Ухаживают». «А за вами ухаживали?», - спросил я преподавателей. «Ухаживали», - улыбнулись преподаватели. «Вот вы помните, что когда молодые люди ухаживают, они обещают все одно и то же? И вы же как-то выбираете, с кем иметь дело. Вы же как-то определяете, кто заслуживает доверия, кто не заслуживает, с кем можно строить семью, с кем нельзя». Так и кандидаты. Кандидатов нужно различать на воров и не воров. Это главное. Программы тоже важны. Просто в том смысле, человек глупый или не очень.

О планах партии «Яблоко»

Мы намерены сделать широкую коалицию и пригласить в неё всех тех людей, кого не устраивает полукриминальная, корпоративная система, которая сегодня сложилась. Мы хотим разбудить всех тех людей, кто ждал перемен в 90-91 году, согнать их с печки, собрать вместе и выиграть президентские выборы. Вот что мы хотим сделать. И мы так сделаем.

image Click to view

программа, экономика, съезд, мудрость, "Яблоко", выборы, Явлинский, 90-е, интервью, альтернатива

Previous post Next post
Up
[]