Наградомания как болезнь нашего времени

Jan 24, 2015 01:01

Оригинал взят у philologist в Наградомания как болезнь нашего времени
Вчера президент Путин наградил различными наградами 19 менеджеров «Роснефти» за большой вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд. К слову сказать, это та самая компания, которая требовала от государства на покрытие последствий своей неэффективности едва ли не все средства Фонда национального благосостояния. Среди награжденных по счастливой случайности оказался сын друга Владимира Путина 25-летний Иван Сечин - его тоже наградили "за многолетний труд" медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Также Путин наградил орденами жену и дочь другого своего друга Геннадия Тимченко: гражданки Финляндии Елена Тимченко и Ксения Франк получили Ордена Дружбы за укрепление сотрудничества с Россией. Нет, наверное, в награждениях своих друзей, детей и жен своих друзей, друзей друзей и т.д. и т.п. ничего плохого нет, - в конце концов почему бы и не сделать близким людям приятное. Вспомним, что еще Екатерина II любила награждать своих фаворитов за их верную службу. Иное дело, что награды не должны обходить и людей достойных, иначе они потеряют сам смысл наград, ведь потому они и являются столь желанными для никчемных конформистов и придворной камарильи, что прежде уже были освящены авторитетом людей по-настоящему выдающихся.



Что же мы видим сегодня? Взять хотя бы Орден за заслуги перед Отечеством - до учреждения ордена Святого апостола Андрея Первозванного в 1998 году он являлся высшей государственной наградой РФ. Известно, что он имеет четыре степени, причем орденом I степени за 21 год был награжден всего 51 человек. Полных же кавалеров насчитывается всего 21 человек, то есть в среднем появлялось не большого одного полного кавалара ордена каждый год. Кто же эти люди, которые больше всех других сделали для России? Конечно, это, прежде всего, Николай Патрушев и Александр Бортников, которые один за другим возглавляли ФСБ в правление Путина (Бортников и до сих пор им руководит). Это экс-губернаторы Эдуард Россель, Егор Строев и бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Если бы Лужков не попал в опалу при Медведеве, то тоже украшал бы своим именем этот список. Еще один полный кавалер - давний соратник Путина и бывший премьер-министр Виктор Зубков, который сейчас является председателем Совета директоров ОАО «Газпром». Кто-нибудь может перечислить основные достижения премьера Зубкова? Чем он запомнился? Что сделал для страны? Одному Путину это ведомо. Из ученых - это, в первую очередь, функционеры от науки - бывший президент РАН Юрий Осипов и бывший президент РАМН Иван Дедов. Еще можно назвать двух юристов - бывшего председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Вениамина Яковлева и бывшего президента Московской государственной юридической академии Олега Кутафина, уже умершего. Нет, есть, конечно, в этом списке и Жорес Алферов, и Юрий Темирканов, и Майя Плисецкая и другие достойные люди, но в целом они явно проигрывают перечисленным выше партийным функционерам и бюрократам.



Пожалуй, лучше всех отношение к этому ордену сформулировал еще в 1996 году народный артист СССР Зиновий Гердт. Виктор Шендерович в своей книге "Изюм из булки" приводит такой рассказ о праздновании 80-летия артиста, который был уже смертельно болен и доживал последние дни: "Вечер того же юбилейного дня. В гостиной накрыты столы, а Гердт лежит у себя в комнатке, в халате, и приходящие по очереди присаживаются рядом. Наиболее близким людям Зиновий Ефимович предлагает рядом с собою прилечь. И прикладываются на диван рядышком то Рязанов, то Ширвиндт… Пришел поздравить Гердта и Евгений Миронов. Присел на кровать, разговаривают. Вдруг Гердт встрепенулся:
- Да! Женя, знаешь - меня сегодня орденом наградили!
Гордость за получение цацки была такой неожиданной в устах Зиновия Ефимовича, что Миронов немного растерялся;
- Да, - весомо сказал Гердт, - я орденоносец! - И, с места в карьер:
- Таня, Катя! Где мой орден? Давайте его сюда!
Пришла Татьяна Александровна:
- Зямочка, зачем тебе орден?
А Гердт - в крик:
- Дайте мне мой орден! Что я лежу, как мудак, без ордена!
Нашли орден. Гердт положил его на халат, полежал так немного и сказал:
- Вот, Женя. «За заслуги перед Отечеством третьей степени».
Помолчал и добавил:
- То ли заслуги мои третьей степени, то ли Отечество…"



Патриарх Кирилл награждает лидера КПРФ Геннадия Зюганова орденом «Славы и чести» III степени

И, действительно, ложная наградомания охватила все сферы жизни в России. Особенно карикатурно она проявляется в деятельности РПЦ: СМИ только и сообщают, что патриарх Кирилл наградил того-то и того-то орденом такого-то святого такой-то степени. Одним из последних заметных награждений стало награждение патриархом главных пропагандистов России гендиректора ВГТРК Олега Добродеева и гендиректора международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрия Киселева орденом преподобного Сергия Радонежского II степени «во внимание к усердным трудам во благо Церкви и Отечества».



Система церковных наград и орденов настолько разрослась, что стала пародировать разветвленную иерархию государственных наград. Об этой болезни, чуждой подлинному духу христианства, незадолго до своей кончины писал в открытом письме митрополиту Илариону (Алфееву) митрополит Антоний Сурожский: "Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям - самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.) Также ты обращал внимание священников на незначительность их "зарплаты" и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить "рабочий день". Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов.)"



один из наиболее "заслуженных" публичных лиц современной РПЦ протоиерей Димитрий Смирнов

Примерно то же мы видим в литературном сообществе, в котором главное - не написать талантливый роман или интересную повесть, а получить престижную литературную премию, войти в шорт или лонг листы, так чтобы потом о тебе говорили как о лауреате какого-нибудь Нацбеста, а не как об авторе конкретного произведения. Те, кто не может добиться таких наград, готовы и вовсе покупать фейковые ордена и медали, обильно украшая ими свои костюмы. В сети постоянно всплывают истории с фальшивыми ветеранами. которые демонстративно носят награды, которые никак не могли получить ввиду редкости последних, всевозможными казаками, увешанными различными феньками и проч.



Мария Романова, провозгласившая себя главой Российского императорского дома в изгнании, также периодически приезжает в Россию и раздает награды императорского дома самым "достойным" людям. Так, в июле 2014 года она наградила "няшного" прокурора Крыма Наталью Поклонскую женским Императорским Орденом Святой Великомученицы Анастасии.



Однако награды в современной России не только раздают направо и налево кому ни попадя. Стоит вспомнить, что когда информационной травле подвергался музыкант Андрей Макаревич, то наиболее одиозные депутаты Госдумы требовали лишить его всех государственных наград за неправильную политическую позицию по Крыму и Украине. Невольно или умышленно они тем самым обнажили ахиллесову пяту современной системы награждений, согласно которой "выдающиеся заслуги" должны сводиться к лояльности и конформизму, а не к достижениям в науке, искусстве и иных сферах. Согласно этой логике, может показаться, что сегодня быть чем-то таким награжденным - значит быть причастным к тому, кто тебя наградил, то есть неизбежно запачкаться и упасть... Если поверить, что глава государства и есть само государство (а именно в этом нас пытаются в последнее время убедить), то вроде как порядочному человеку следует из принципиальных убеждений отказываться от любых российских наград подобно голландскому переводчику Хансу Боланду, если тебе антипатичен тот, кто эти награды вручает.



Мне не кажется такой подход абсолютно безупречным, хотя, понятно. что каждый может принимать подобное решение только за самого себя. Так, академик Лихачев не стал мелочнее и презреннее от того, что принял высшую государственную награду - орден святого апостола Андрея Первозванного - из рук Бориса Ельцина, равно как имел свои резоны отказаться от этого ордена Александр Солженицын. В конечном счете единственным возможным критерием  при решении принимать или не принимать награду, участвовать или не участвовать в собрании, подписывать или не подписывать коллективное письмо является лишь внутренний выбор каждого человека в отдельности, а не давление дружественной ему корпорации (консервативной или либеральной). Но все-таки полезно отличать интересы государства, выражающиеся в выдвижении и награждении лучших граждан, и прихоти временщиков, которые находятся у власти в данный момент и могут злоупотреблять своими полномочиями.

РПЦ, позор, подлецы, мудрость, государство

Previous post Next post
Up